Эксперимент с часовыми стрелками, бодро начатый некоторое время назад, счастливо подходит к концу. Владимир Путин решительно заявил, что ни он, ни Дмитрий Медведев «не держатся» за отмену перехода на зимнее и летнее время. Предполагается обсудить вопрос с экспертами и обществом, а по итогам «спокойного, неполитизированного анализа принять окончательное решение». О движении времени взад-вперед Владимир Путин говорит не в первый раз, поэтому судьба перевода часовых стрелок, кажется, решена.
Такой же «неполитизированный и спокойный анализ» ждет решение о возврате минимально допустимого уровня алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе для водителей. Мера действовала всего полтора года, но за это время, если верить очевидцам, привела к повышению благосостояния отдельных сотрудников ГИБДД и раздражению основной массы водителей. Теперь власти готовы вернуть правила на дореформенный уровень: соответствующие поправки уже разрабатываются на все и ко всему готовой партией «Единая Россия».
Да и вообще решений, за которые решили «не держаться», оказалось в последнее время неожиданно много. Было бы как-то еще объяснимо, если бы под нож шли законы и постановления, принятые в последние четыре года. Каждый уходящий с поста руководитель должен знать, что все сделанное им может быть отменено в самое ближайшее после освобождения служебного кабинета время. А то, что Дмитрий Медведев наблюдает за упразднением собственных новаций, оставаясь пока на своем рабочем месте, является одним из последних примеров существования причудливой и почти уже забытой управленческой конструкции под названием тандем.
Однако «не держатся» теперь за многое из того, что было решено и при первом президентстве Владимира Путина. Нерабочая декада в начале января появилась в 2005 году. Тогда наивные люди поражались, отчего же не сделать такую декаду в начале мая, чтобы простые граждане могли уделить время своим приусадебным участкам. А злые языки отвечали, что таким образом было выделено время для спокойного и вдумчивого катания на горных лыжах. Не для первого лица, конечно, а для всех тех, кто по счастливому совпадению или в соответствии с давними желаниями увлекся зимними видами спорта. Так вот, теперь январские праздники сокращаются, а вот в мае зато — гуляй не хочу.
Отказываются и от новаций, инициированных уже собственно премьер-министром Владимиром Путиным. Собирались ввести специальную карточку для рыбаков, узнали о массовом недовольстве — отказались от затеи, приведя начальника Госкомрыболовства в соответствие с его фамилией.
Аттракцион невиданной щедрости можно было бы списать на выборы. Во время избирательной кампании можно обещать не только деньги, но и удобства, а то, что собираются отменять, относится именно к категории неудобств. Возможно, если бы кампания длилась еще пару-тройку месяцев, а интрига была бы более извилистой, то население получило бы и другие подарки. Или, точнее, соответствующие обещания.
Однако дело тут, кажется, не в выборах, а в общем подходе к государственному управлению. Складывается впечатление, что все президентские и правительственные нормативные акты имеют внутреннюю маркировку «держаться» и «не держаться». Если какое-то решение вызывает сильное сопротивление со стороны граждан или просто граждане недовольны общих ходом дел, из стопки документов с грифом «не держаться» достается верхняя бумага. И уже не важно, сколько сил и времени было потрачено на подготовку отданного на растерзание решения. За него «не держатся».
В этом случае радоваться щедрости руководителей следует осторожно. Где основания считать, что решения об отмене той или иной тяготы не находятся в стопке документов с грифом «не держаться»? Если не жалко было отказываться от своего решения, то уж точно не будут горевать, отменяя отмену. А уже этот документ может лечь в стопку «держаться».