Коррупционный скандал в российском футболе пришел так же неожиданно, как зима для работников коммунальных служб: известно, что что-то подобное должно произойти, но непонятно, когда и почему. Вчера еще вроде неплохо было, а сегодня — хлоп, и Перл-Харбор какой-то.
Для тех, кто вдруг не знает обстоятельств дела: в конце мая футбольная команда «Локомотив» (Москва), главным тренером которой работал Юрий Красножан, проиграла дома команде «Анжи» (Махачкала). Спустя неделю появились утечки информации о том, что Красножан будет уволен, поскольку руководство клуба сочло проигранный матч «странным» или «договорным». Еще через два дня тренер по итогам совета директоров действительно потерял работу.
На самом деле обстоятельства увольнения Красножана стали отличной иллюстрацией нынешнего этапа общероссийской борьбы с коррупцией.
«Футбольные» и «нефутбольные» люди убеждены в том, что ни один человек «изнутри» не повел бы себя в этой ситуации так, как президент «Локомотива» Ольга Смородская. «Профессионал» выждал бы некоторое время, а потом, без всяких утечек и сливов, уволил бы тренера за что-то другое. Или просто подвесил бы его за злополучный матч как за крюк: скомпрометированный человек обычно хорошо поддается управлению, а управляемость у нас куда важнее эффективности. Смородская по тем или иным причинам поступила иначе.
То есть антикоррупционные действия происходят только в том случае, если в систему на важную должность приходит чужой ей человек.
Решительный поступок смазан, впрочем, тем, что официальная версия увольнения выглядит практически благообразно. Юрию Красножану предъявили некоторые «упущения в работе». Которые, видимо, были несовместимы с дальнейшим его пребыванием в футбольном клубе «Локомотив». Формулировка про «упущения» сродни «продуктовой» поговорке советских времен: «В магазинах еды нет, а дома холодильники у всех забиты». Все, что можно было сказать об увольнении Красножана неофициально, было сказано. Прошел даже слух о том, что тренер претерпел от инноваций: при выяснении обстоятельств дела он якобы прошел проверку на детекторе лжи. Однако ничего из этого официально подтверждено не будет. И примерно понятно, почему. Если признать матч договорным, то покарать надо не только главного тренера, но и весь клуб. Сам себя он наказывать не готов, формальных оснований для этого тоже теперь нет.
И, наконец, о людях тоже надо подумать: если бы Красножана уволили «по статье», то разве могли бы его тут же позвать на работу другие клубы премьер-лиги? Между тем уже две команды готовы мириться с его «упущениями по работе», полагая, видимо, что смогут минимизировать их последствия.
Таким образом, антикоррупционные действия могут сопровождаться разъяснениями относительно сути происходящего только в том случае, если это не создает проблем для фигурантов дела.
Если есть тот, кто матч сдал, значит, должен был быть тот, кто матч принял. Готов ли кто-нибудь в клубе «Локомотив» бросить в лицо эти обвинения команде «Анжи»? Наверное, нет. Готовы ли российские футбольные власти заняться расследованием этого матча? Тоже такой уверенности почему-то нет.
И вот интересно, есть ли хоть один человек, который верит, что увольнение Юрия Красножана станет началом сколько-нибудь серьезного очищения российского футбольного хозяйства. Что за одним увольнением последуют другие, что клубы, которые будут уличены в «договорных» матчах, будут ссылаться в низшие дивизионы, а футболисты и функционеры дисквалифицироваться пожизненно. Так, как это было и продолжается в Италии?
Нет, потому что антикоррупционные действия не должны приводить к серьезным переменам в системе.
Но даже если футбольные власти решат проявить волю и наказать всех виновных, как в Италии, это в лучшем случае принесет только моральное удовлетворение. Даже если вдруг российский футбол окажется самым честным, он все равно не перестанет быть плохим.
«Договорные матчи» на самом деле проблема точно не первая по очередности. У нас по итогам каждого последнего чемпионата умирает одна команда премьер-лиги, а еще паре-тройке клубов присылают срочную бюджетную помощь. Частные клубы можно пересчитать по пальцам одной руки. У нас болельщики постепенно перестают ходить на стадионы, и дело тут не столько в обстановке на трибунах, сколько в унылом зрелище на поле. Неуклонное повышение уровня чемпионата заметно только футбольным функционерам и их интервьюерам. Потом те же функционеры переплачивают минимум вдвое за хороших легионеров, которые не хотят ехать в нашу страну, — при этом вопрос бытового неустройства в последние годы практически не поднимается. Система детского и юношеского футбола стимулирует уход перспективной молодежи из спорта. То, что кто-то доходит до него, — целиком заслуга отдельных энтузиастов. Просто искоренением договорных матчей эти проблемы не решить.
Борьба с коррупцией хороша и полезна только в том случае, когда она помогает решению других, более существенных проблем. В противном случае это становится либо способом убить время на пользу отечеству, либо возможностью свести счеты.