Переизбрание Владимира Путина президентом в 2012 году выглядит сейчас наиболее реальным вариантом завершения избирательного цикла. Возможность реализации любых других сценариев — сохранение Дмитрия Медведева в Кремле или выдвижение третьего кандидата, которого поддержали бы одновременно и действующий, и бывший президент, — невелика.
Существует, конечно, и вероятность того, что в Конституцию будут внесены поправки, которые сделают пост президента номинальным, а большую часть полномочий переправят в правительство. Но это слишком сложная схема, чтобы реализовывать ее в предвыборный год. А главное, толку от этого особого не будет. Последние годы показали: власть и присущие ей атрибуты должны находиться в одном месте. Так им привычнее.
Владимир Путин от дел отходить явно не собирается. А пока он на посту, любой человек, который занимает должность президента, выглядит неубедительно. При этом административная машина, ориентирующаяся на фактического лидера, обязана оказывать лидеру формальному все положенное уважение. Иначе нельзя – фактический лидер не прощает неуважение к институту президентства. Испытывать административную машину на прочность и дальше не стоит.
История сделала небольшой круг. В середине второго президентского срока Владимира Путина, где-то так году в 2006–2007, активно обсуждалось даже не то, что он пойдет на третий срок, а как именно это будет устроено. Тогда было трудно представить, что Путин просто так возьмет и оставит пост президента (собственно, этого и не произошло, просто схема вышла чуть более сложной).
В 2006–2007 годах за продление полномочий Владимира Путина было все, кроме конституционных ограничений. Их тогда переступать не стали, хотя политических препятствий не было никаких. В 2012 году возвращению Владимира Путина уже не должны помешать никакие формальности. За политической поддержкой дело не станет. Фронт встанет стеной, партия поможет, а главное, совсем не против будет население, которое, как и несколько лет назад, не видит никакой альтернативы. Стабильность лучше, чем нестабильность, — выбор, сделанный 11 лет назад, по-прежнему в силе.
Тем, кто будет приветствовать возвращение Владимира Путина в Кремль, на рабочее место, которое он занимал с 2000 по 2008 год, хотелось бы, как и в 2006 году, задать несколько вопросов.
1. Означает ли решение вопроса о власти в 2012 году, что до 2024 года можно больше не беспокоиться: все эти годы власть будет находиться в крепких надежных руках Владимира Путина.
2. Можно ли считать возвращение Владимира Путина на пост президента в 2012 году признанием того, что его уход в 2008 году был не более чем признанием конституционных условностей, запрещающих одному и тому же человеку занимать пост главы государства два срока подряд. Будут ли выявлены в тексте основного закона и другие условности, мешающие президенту спокойно работать.
3. Станет ли возвращение второго президента в Кремль началом масштабной ревизии дел и планов (особенно планов) третьего президента. Будет ли открыт сезон неформальной борьбы с «медведевщиной», который затронет как проекты, так и отдельных чиновников.
4. Будет ли курс, который начиная с мая 2012 года станет проводить Владимир Путин, прямым и буквальным продолжением курса его второго срока (2004–2008).
5. Стоит ли ожидать того, что вместе с Владимиром Путиным в Кремль триумфально въедут его сподвижники, которые в 2008 году перебрались в правительственные структуры.
6. Есть ли понимание того, какое место в системе государственной власти после мая 2012 года может занять Дмитрий Медведев.
Некоторая ясность не помешает.