Как-то раз во время сильной грозы один отлично образованный и сильно неглупый человек чуть ли не со слезами на глазах упрашивал нас отключить мобильные телефоны — дескать, они в активном состоянии могут молнии притягивать. Через некоторое время, когда оба они – и гроза, и человек – успокоились, я поинтересовался: а с чего, собственно, он взял, что в грозу работающие мобильные телефоны настолько опасны. Лицо моего приятеля исказилось от возмущения: «По телевидению передавали!!!!!!» Это был не просто аргумент, это был последний довод, главнее которого быть не может.
Вера в чудодейственную силу телевидения практически безгранична. Ее придерживаются оппозиционные политики, убежденные в том, что стоит им попасть (или вернуться) на телевидение, и режим Путина тут же зашатается (хотя, возможно, лучшим способом перессорить между собой противников режима было бы предоставление им 15 минут прямого эфира в день, но с условием самостоятельного определения порядка появления на голубом экране). В телевидение верят их оппоненты и поэтому не дают оппозиции ни секунды эфирного времени.
Верит в чудодейственную силу телевидения депутат Госдумы Ирина Яровая. Комментируя крайне неприятный случай с актером Вдовиченковым, депутат увязала стычку на дорогах с профессиональной деятельностью актера. Вспомнив о роли, сыгранной им в сериале «Бригада», депутат Яровая выразила сожаление, что «в реальной жизни выросли воспитанники «Бригады», других фильмов «криминальной романтики», хамства, насилия и нетерпимости, которые считают для себя нормальным не разговаривать, а бить и стрелять». Впрочем, актеру Вдовиченкову, с точки зрения депутата, повезло — в том, что на улице он не встретил образ и подобие героев «Бригады», «в руках которых был бы настоящий пистолет и трагический финал».
Не будем буквоедами и не станем поминать депутату Яровой, что сериал «Бригада» снят в начале 2000 годов и рассказывает о событиях предыдущего периода.
Тут другое забавно: если верить комментарию, то депутат Яровая, работавшая с 1988 по 1997 год в органах прокуратуры на Камчатке, искренне убеждена, что люди, которые «считают для себя нормальным не разговаривать, а бить и стрелять», стали такими благодаря «Бригаде», снятой в начале нулевых годов, и другим подобного рода фильмам. Поэтому она говорит о том, что «негодяи и преступники должны наказываться по закону и порицаться в обществе, а не прославляться и популяризироваться в исполнении талантливых актеров. Тогда и в жизни многое изменится».
А ведь так хочется, чтобы депутат Яровая была права. С учетом нынешних административных возможностей достаточно просто сделать так, чтобы все хорошие актеры снимались в положительных ролях, а амплуа мерзавцев исполняли актеры никудышные (надо же им с чего-то кормиться). Рост профессионального мастерства можно прочно увязать с градацией ролей: чем больше умеешь, тем лучшего человека играешь. Соответственно, придется сменить и ассортимент, на место «ментов» и «бригад» должны прийти, видимо, «полицейские и воры».
Наснимав хорошего кино, можно показывать его по телевизору с утра до вечера с перерывом на новости. Рекламу лучше упразднить — когда речь идет о благородном деле, кассой можно пренебречь. Жаль только, что не посчитано, сколько времени должно уйти на поправление нравов и должны ли быть в этом задействованы все телеканалы или хотя бы один можно оставить на футбол-хоккей.
Ведь было же такое, что по телевидению показывали в основном фильмы про хороших людей, а если уж и появлялись отрицательные персонажи (их, правда, играли замечательные актеры), то они неизменно проигрывали героям положительным (эти роли тоже исполняли прекрасные актеры). Я такие фильмы смотрел все детство, которое в целом совпало с детством прототипов героев «Бригады». Телевидение было тогда одно для всех, однако выводы из увиденного были у всех свои. В полном соответствии со здоровьем и жизненными обстоятельствами.