Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Партийные грабли

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Через 3 дня, 2 июля, все желающие смогут отметить важную, хотя, возможно, и подзабытую дату – день открытия последнего съезда Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Он открылся 2 июля 1990 года.

Ни делегаты съезда, ни те, кто их выбирал, ни даже рьяные антикоммунисты и представить не могли того, что это последний съезд партии. Несмотря на существенные политические перемены конца 80-х годов и исключение из Конституции 6-й статьи, прописывающей, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза», положение партии казалось незыблемым. В партии уже была оппозиция — и левая, и правая – на любой вкус, но она казалась не то чтобы ненастоящей, но, как сказали бы теперь, «маргинальной». И хотя на съезде кипели настоящие полноценные дискуссии (впервые за 60 лет), большинство было на стороне руководства. Не душой – так партбилетами точно.

На съезде из партии вышел Борис Ельцин и несколько активистов «Демократической платформы» в КПСС, за ними партбилеты сдали и их сторонники. Их было немного, гораздо больше людей — миллионы и миллионы – в партии остались. Продолжали, может быть, без всякого энтузиазма, ходить на партийные собрания, платить членские взносы и уж точно считали себя коммунистами.

Ни миллионы, ни сотни тысяч не вышли защищать КПСС через год после ее последнего, как оказалось, съезда. На оборону музея Ленина в сентябре 1991 года поднялись в лучшем случае сотни человек. На первые антиельцинские манифестации той же осенью 1991-го – тысячи. Большая часть членов КПСС, в том числе и ее активные функционеры, сдали партию со всеми ее традициями и со всей могучей оргструктурой и иерархией. Делали они это тоже наверняка безо всякого энтузиазма.

Уже через пару лет люди определенного возраста с гордостью ввертывали в какой-нибудь политический разговор «я свой партбилет не сдавал». Ну да – как правило, не сдавали. Но и его наличие до поры до времени не афишировали.

Почему на сотни членов КПСС приходился всего один коммунист, искренне верящий в то, что написано в программе партии (последнюю ее версию, кажется, на XXVIII съезде так и не приняли), или просто категорически не согласный с тем, что стало происходить после августа 1991 года, история понятная и непонятная одновременно.

Очевидно, что, когда членство в партии гарантирует карьеру, в нее набиваются люди, которые не будут держать оборону до последнего. Есть перспектива – партбилет на видном месте, нет – в дальний ящик его и в очередь за новым. Это-то как раз понятно.

Нет ясности в другом вопросе. Почему каждый раз те, кто в партию сгружают малых, свято верят в то, что на этот раз будет по-другому. Что при первых же трудностях в партийной массе не начнется брожение, а при первых серьезных проблемах из нее не побегут. На чем основывается эта уверенность – загадка. Это же правило: чем хуже ситуация, тем скорее партбилеты под ноготь. На протяжении последних 20 лет такое произошло с четырьмя партиями минимум.

Вожди всегда неподдельно удивляются. Лидер движения «Наш дом — Россия» (НДР) Виктор Черномырдин в августе 1998 года во время неудавшейся попытки вернуться на пост премьер-министра отчаянно кричал изменившему ему Константину Титову, сенатору и губернатору, члену НДР: «Видишь мои залысины, Костя… Это ты мне их зализал». Дело происходило в зале заседания Совета федерации. Титов, как и другие сенаторы-губернаторы и былые сторонники НДР, понимающе и немного снисходительно улыбался.

Впрочем, в июле 1990 года всего этого представить было практически невозможно. Знающие люди давали на переходный период лет 5–7 минимум. Точность определения срока компенсировалась достаточно приблизительным представлением о том, чем, собственно говоря, все это закончится. Хотя опять же – жизнь оказалась смелее любых прогнозов.

И уж точно никто не мог тогда даже подумать, что 2 июля 1990 года открылся последний съезд КПСС.

Новости и материалы
«Зенит» и «Ахмат» объявили составы на матч чемпионата России
Жизнь президента Ирана Раиси под угрозой после крушения
Делегация правительства Ирана отправилась на место крушения вертолета Раиси
Британский эксперт заявил, что давление России на фронте вызывает отчаяние у ВСУ
«Всегда был спортивный»: друзья рассказали об умершем на соревнованиях сотруднике МЧС
Звезда сериала «Чики» объяснила, почему избегает красных дорожек
Как минимум 40 групп быстрого реагирования ищут вертолет президента Ирана
В Словакии проверяют версию, что стрелявший в Фицо действовал не один
Иранский депутат заявил, что вертолет Раиси не выходил на связь
Украинцев возмутила шутка о тонущих уклонистах
В Самаре поймали мужчину в одних шортах, который бросался на людей с ножом
Гол в ворота «Спартака» стал 20 000-м в чемпионате России
Шнуров призвал Киркорова «перекреститься и замолчать» после слов об «Евровидении»
Стало известно, где совершил жесткую посадку вертолет президента Ирана
Полиция Британии стала угрожать тюрьмой родителям злостных прогульщиков
Вертолет экстренных служб не смог сесть в районе ЧП с вертолетом президента Ирана
В «Спартаке» объяснили решение расстаться с Джикией
США опасаются шпионажа китайских судов в отношении подводных кабелей
Все новости