Пресс-служба департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России выступила с исчерпывающими разъяснениями относительно политического устройства страны и направления развития общественных отношений.
То есть формально пресс-служба ДОБДД комментировала поправки в правила дорожного движения, но на самом деле это у нас и есть самые главные правила. Важней них ничего нет и не будет.
Так вот, с ноября водители будут обязаны всегда останавливаться на переходах, чтобы пропустить пешехода. А тому, в свою очередь, должно будет всегда уступать проезжую часть машинам со включенными спецсигналами.
Напомним, что чуть более года назад, в мае прошлого года, были значительно ужесточены санкции для водителей, которые не пропускают топающих по наземным переходам граждан. Честно говоря, давно не приходилось сталкиваться с настолько эффективно действующей законодательной мерой. Уже через пару недель пешеход чувствовал себя королем перехода, а водители, стремительно научившиеся притормаживать перед «зеброй», стоически ему улыбались и так же стоически махали рукой, приглашая шевелиться поэнергичней. И не то чтобы около каждого наземного перехода засели в засаде гаишники, готовые выписывать штрафы за нарушение правил. Пешеходы, надо сказать, тоже в массе своей старались не наглеть и по возможности быстро преодолевали проезжую часть.
Почему все так хорошо получилось?
Может быть, потому что каждый пешеход рано или поздно садится в машину, а каждому автолюбителю когда-нибудь доведется переходить проезжую часть. И если есть закон, который стимулирует, пусть и санкциями, граждан к взаимоуважению, то его проще соблюдать, чем нарушать. Тем более что этот закон не требует от исполняющего никаких сверхусилий. С какого-то момента водитель начинает уважать пешехода не потому, что боится гаишника и не хочет платить штраф, а потому, что просто привык поступать соответствующим образом.
Успех законодательной заботы о пешеходах позволял надеяться, что и в других сферах удастся добиться существенных перемен. Нормальное общество состоит именно из мелочей. Когда их становится много, начинает меняться качество жизни.
Однако надежда оказалась недолгой. Разумность закона в полной мере компенсировалась подзаконным актом. То, что представители МВД называют уточнениями, на самом деде является принципиальной ревизией закона.
Пешеходы по-прежнему вправе ожидать уважения от машин. Но кроме тех, кто оборудован мигалками и прочей спецатрибутикой (к ним, безусловно, относятся машины «скорой помощи» и милиции, однако их пропускали и без всяких дополнительных напоминаний).
Им закон не писан, им в помощь подзаконный акт. Тем, у кого спецатрибутики нет, стоит подумать, как бы ее завести. Тогда их жизнь станет во много раз краше, и, прежде всего, им больше не надо будет пропускать пешеходов. Это пешеходам надо будет куда-то деться с проезжей части, когда на них поедет машина со спецсигналом.
То есть правила дорожного движения закрепляют разделение граждан на сорта. Первый сорт живет по одним правилам, а высший, оборудованный спецсигналами, по другим. Обязанности спускаются вниз, права поднимаются наверх. Все автолюбители равны, но некоторые равнее. Собственно, так все оно и было всегда.
Сохранение этой логики не внесет кардинальных изменений к худшему в жизнь граждан. Просто и перемен к лучшему ждать, получается, не стоит. Поскольку даже если вдруг и будет принят хороший закон и даже его будут исполнять, то неизбежно появится ведомственный подзаконный акт, который пустит этот закон по ветру.
Интересно, а какие правила дорожного движения будут действовать в Сколково?