К сожалению, предположения о том, что кризис больно ударит по российскому футболу, начинают подтверждаться. Уже известно, что в двух клубах премьер-лиги – томской «Томи» и самарских «Крыльях Советов» — возникли тяжелейшие проблемы по выплате зарплаты игрокам. Клуб «Химки» не может расплатиться с долгами прошлого сезона и вынужден отказывать себе в покупке новых игроков. А плохие новости той или иной степени достоверности ходят на самом деле почти про все команды и премьер-лиги, и низших дивизионов.
В других видах спорта, взять хоть хоккей, хоть баскетбол, дела обстоят не лучше. На нехватку финансирования жалуется главный тренер национальной команды по теннису Шамиль Тарпищев. Напомню, что в этом виде спорта у нас победные дни случались почаще, чем в футболе.
Казалось бы, рецепт лечения известен и ничего в нем сложного нет. Всего-навсего надо начать жить по средствам: продали маек и билетов на определенную сумму, стрясли с телевидения денег за трансляции – вот на это и существуйте, и медали добывать не забывайте.
Нет денег на покупку дорогих спортсменов, значит, надо кропотливо взращивать своих физкультурников. И жалованье им платить не как три года назад, а как 10 лет назад – и так в сравнении с доходами среднестатистического трудящегося неплохо получается. Ну и вообще, в мире российского большого спорта есть на чем сэкономить. Нынешние хозяева спортивных предприятий будут этому только рады. Хотя бы потому, что для большинства из них это не бизнес, а социальная ответственность.
Однако немедленный перевод на самофинансирование российского спорта может окончательно его угробить. Человека, набравшего лишнего веса вдвое больше нормы, можно, конечно, морить голодом, считая это единственным способом привести его в норму. Только больной вряд ли станет от этого здоровей. А вот помереть или стать инвалидом может. Избавление от лишнего веса предполагает долгую и кропотливую работу как пациента, так и лечащего врача. Последний обязательно должен предупредить больного, что быстрого результата ждать не стоит.
В случае с российским спортом — пациент в наличии, а врача нет.
А у пациента зато есть твердая уверенность в том, что ему удастся немного подлечиться, не меняя в принципе своего пищевого и бытового поведения. Главное, чтобы кризис побыстрее кончился.
Большие начальники всех уровней во все времена с неподдельным энтузиазмом приветствовали «своих» успешных спортсменов. Ясно, что интерес к чествованию медалистов никуда не пропадет – слишком велик пропагандистский эффект от подобного рода мероприятий. Соответственно, совсем бросить спорт большие начальники, хоть федерального, хоть регионального уровня, не смогут. Но и решать его проблемы по существу тоже не будут – не до этого.
Поэтому существует значительная опасность того, что поддержание на плаву тех или иных спортивных предприятий будет увязано с повышением социальной ответственности тех или иных финансово-промышленных структур. Весь спорт спасти таким образом не удастся, значит, победят самые голосистые и настырные. Значит, владельцам и менеджерам спортивных предприятий надо просто громче кричать в расчете на то, что услышат не соседа, а тебя, и ложка с полезным кормом будет протянута в правильном направлении. После этого можно будет успокоиться и ждать обещанного конца кризиса.
Собственно говоря, тут спортивные предприятия ничем от других предприятий отличаться не будут.