Всякий раз, когда очередного отставного государственного деятеля направляют на работу в Совет федерации — а происходит это в последнее время все чаще — сердце мое наполняется радостью. Наконец то, путем проб и ошибок, удалось найти предназначение для не самого последнего органа власти. И хотя далеко еще не вся верхняя палата укомплектована отставниками, тренд обозначен вполне четко.
Нужно президенту Башкирии найти хорошее место для уволенного премьера – а вот тут и должность сенатора от республики имеется. Надо решить вопрос с трудоустройством бывшего федерального министра Рушайло – и опять же в сенат его. После инаугурации нового президента и последующих за этим кадровых перетрясок также стоит ждать появления в сенате новых людей. И то же ведь правильно – не на улицу уважаемые государственные люди пойдут.
Гармония.
Тут еще важно помнить, что практически с начала века верхняя палата парламента была самым неприкаянным учреждением. Субъектом реальной политики она перестала быть после того как из нее убрали региональных лидеров. Поиск новой функции в новой системе управления был затруднен практикой путинского государственного строительства: при втором президенте представительные органы власти не то чтобы расцветали. К тому же способ комплектации Совета Федерации вызывал вопросы то в регионах, то в Москве.
И вот, наконец, все встало на свои места. Есть место, где авторитетные люди могут обменяться впечатлениями о происходящем или предаться воспоминаниям о прошедших славных деньках. Да пенсия, зато почетная.
Конечно, превращение верхней палаты парламента в общефедеральную лавочку около дома, возможно, не совсем то, что представляли авторы Конституции, придумывая Совет Федерации. Однако это можно сказать практически про любой придуманный отцами основателями институт.
Если судьба верхней палаты определена, то самое время подумать о Государственной Думе. Быть такой как в 90-е годы она не может – это ясно. Но и одной только функции законодательного отдела при администрации президента для нее явно недостаточно. Отсутствие миссии самым пагубным образом сказывается на авторитете нижней палаты парламента.
Так почему не воспользоваться опытом Совета Федерации и не сделать Государственную Думу местом – нет, не для политических пенсионеров, а наоборот, для задорной политической молодежи, которая только готовится вступить на стезю государственного управления.
И делать ведь особо ничего не надо.
Обозначить сроки переходного периода – один или два избирательных цикла. За это время скучных мужчин среднего возраста сменят достойные представители младшего поколения. Возможно придется установить некий неформальный возрастной ценз, специально оговорив исключения (спикер палаты должен быть все-таки немного постарше, не бывает ведь пионерлагеря без вожатых). Проголосовать за присланные сверху законы несложно, вести себя прилично в зале заседаний и около него – в общем тоже. С подбором симпатичных и перспективных юношей и девушек проблем возникнуть не должно – должны же быть хоть на что-то годны действующие партии. А обеспечить задорную молодежь депутатскими значками будет проще простого, потому что избиратели все равно голосуют не за будущих депутатов, а за тех, кто стоит во главе списка, а в Думу потом не идет.
В задорной, пусть и немного сумбурной обстановке нижней палаты парламента будут расти новые руководители, которых потом можно будет кооптировать в другие, более серьезные учреждения.
С тем чтобы под конец карьеры осесть в Совете Федерации.