Один мой приятель сознательно пошел на президентские выборы и столь же сознательно испортил свой избирательный бюллетень. Вместо того чтобы проголосовать за какого-нибудь из предложенных его вниманию кандидатов, он написал поперек врученного ему бюллетеня «Учитесь побеждать честно», после чего опустил его в урну.
Скажу сразу – мой приятель никогда в жизни не бывал на «маршах несогласных». В своей повседневной жизни он практически не сталкивается с так называемыми «оппозиционными СМИ». Деятельность Владимира Путина не то чтобы приводит его в восторг, однако и резкого раздражения тоже, в общем, не вызывает. Про оппонентов его мой приятель знает немного, желания расширить кругозор у него нет.
Возможно, если бы не обстоятельства последних избирательных кампаний он бы и вовсе не пошел на выборы – потому что он очень аполитичный человек. Однако обстоятельства последних двух избирательных кампаний – 2007 и 2008 года – заставили моего приятеля пойти на избирательный участок и поступить с избирательным бюллетенем так, как он поступил. Ну не понимает мой приятель, зачем мастеру спорта по боксу в супертяжелом весе, выходя на бой против дистрофика, класть по свинчатке в каждую перчатку. Да еще и просить рефери связать этому дистрофику одну руку. А лучше бы и две.
Это, конечно же, никакой не индикатор изменения общественных настроений и вовсе не признак «просыпающегося народного недовольства», о котором иногда говорят представители то «левой», то «либеральной» оппозиции.
Это просто история про моего приятеля, который, как и все выросшие в советские времена люди, немножко верит в честность и справедливость (не путать с тем, что имеет ввиду под этим словом Сергей Миронов, спикер Совета Федерации). Книжки такие читали, фильмы такие смотрели, ничего не поделаешь.
Когда эта совсем незначительная вера, которая и без того подрывается повседневной деловой практикой, уничтожается с самого верха, моему приятелю становится не по себе. Он сначала портит избирательный бюллетень, а потом начинает донимать окружающих вопросами «а на хрена?», перечисляя все особенности российского избирательного законодательства и его применения на практике. Он возможно и спустил бы нарушения на выборах, если бы не сомнения в том, что неумение «побеждать честно» не будет распространено на иные сферы общественной жизни, которые в том числе касаются и его непосредственно. Ну нет у него гарантий того, что его оставят в покое. Отсюда и беспокойство, которое находит вполне вялое выражение.
Способность власти агитировать за оппозицию в каком-то смысле уравновешивается талантами оппозиции укреплять граждан в благотворности власти. Однако противников режима надо еще долго искать, а власть – вот она перед глазами. Во всем своем повседневном великолепии.
Именно поэтому многократно правы те государственные мужи, что предлагают разнести думскую и президентскую избирательные кампании. Подвергать такому испытанию спокойствие моего приятеля и таких как он без нужды не стоит, а побеждать «честно» в его понимании государственные мужи все равно не научатся. Не потому что не хотят, а потому что очень по- разному понимают слова «честность» и «справедливость».
Не стоит лишний раз напоминать об этом моему приятелю.
Ей Богу не стоит.