Силы, которые управляют комбинацией случайностей, из которых в основном и состоит экономическая реальность, абсолютно аполитичны, но склонны к иронии высшей пробы. Не прошло и года с момента, когда аналитики инвестбанков с напускным бесстрастием, за которым стояло настоящее отчаяние, констатировали: да, «Рособоронэкспорт», фактически национализировавший АвтоВАЗ - это очередная волна вмешательства государства в экономику. Непонятно, почему новый гендиректор АвтоВАЗа от «Рособоронэкспорта» полагает, что та самая продукция волжского автозавода, которая поможет обороноспособности России и которую «оборонщики» собираются там собирать, будет более пригодна для боевых действий, чем уже действующий модельный ряд, но его намерения налицо. Откажутся от альянса с GM, наберут госкредитов, перестроят в рамках концепции «административной вертикали» сбыт АвтоВАЗа так, чтобы прибыль растворялась в мировом эфире - и все, прощай, гигант Тольятти, не поднять тебя ни итальянцу, ни японцу, ни даже группе «СОК». Похоже, сегодня Игорь Есиповский, национально ориентированный менеджер, собиравшийся изготовлять на АвтоВАЗе что-то столь же национально-ориентированное, работает на заводе последний день. Оказывается, концепция поменялась.
Если кто-то подумает, что господин Есиповский не сошелся с патронами из «Рособоронэкспорта» в степени патриотизма - он глубоко ошибается.
Гендиректора АвтоВАЗа выживают с рабочего места не сторонники сборки на автозаводе ракет «СКАД» и не производители колючей проволоки. Игорь Есиповский, по крайней мере, на сегодняшний день, не сошелся с более близкими к «органам» коллегами по банальному коммерческому вопросу. Менеджер Есиповский настаивал на развитии автозавода по принципам, близким к северокорейскому учению чучхе. А люди с теплым сердцем и прохладной головой (с горячим сердцем и холодной головой в коммерцию все же не идут - есть ведь и государственные дела на Лубянке) настаивали на продаже крупной доли акций АвтоВАЗа стратегическому инвестору, а именно Renault, с дальнейшей передачей всего завода под управление французов. Нарушаются все каноны жанра. Не может «Рособоронэкспорт» быть сторонником продажи Родины средним и крупным оптом большим, чем его ставленник - иначе неясно, как господин Есиповский вообще попал на свой пост. Дурное дело нехитрое - циничное объяснение происходящему само лезет через клавиатуру в текст. Две стратегии - «пилить» умеренно и долго (гендиректор Есиповский), «пилить» много и быстро (кураторы гендиректора Есиповского): кто победит? Тот, кому АвтоВАЗ - лишь ключ на старт. Далее пойдут ВСМПО-АВИСМА, а там, глядишь, для повышения обороноспособности страны и ее союзников «Рособоронэкспорту» потребуется, скажем, «Норильский никель» или даже Федеральная сетевая компания.
Что орлу ведро с гвоздями, когда до буровой вышки рукой подать?
Да и французы - социально близкий элемент знают толк в национализации. Пусть доверительно поуправляют, а не надо будет - так заведем спор хозяйствующих субъектов. Зубоскалить занятие нехитрое, но в сухом остатке все равно обнаружим что-то не то. АвтоВАЗ под совместным управлением Renault и «Рособоронэкспорта» за счет первой составляющей - все же более перспективный на вид проект, нежели АвтоВАЗ под совместным управлением господина Каданникова и самарской братвы. И перспективных проектов рыночного вида в последние пять-шесть лет становится в экономике России, где в последнее время плюнуть невозможно, чтобы не попасть в сторонника государственной поддержки и контроля над тяжелой, легкой, а наипаче средней промышленностью, никак не меньше, а больше.
У иного сторонника демократических идеалов буквально опускаются руки: как же так, братцы, не мы ли пели Окуджаву, а вышла группа «Любэ»? Отчего Чубайс в Администрации президента - это бодрая братва, шелушащая немецкого инвестора в Краснодаре при всем народе, а как Сечин в «Роснефти» - прекращение оттока капитала? Ужели мы ошибались, и инвестор любит Лубянку больше Соловецкого камня, а чекисту верит больше, чем Егору Гайдару? Нелегко приходится и хору им. философа Ивана Ильина. Правое крыло хора поет расстроенным басом «и эти оказались гниды!», левое фальцетом легкие куплеты про нэпмана и фининспектора.
Возможных объяснений происходящего целый ворох. Многие сторонники светлого и чистого в политике и экономике удаляются под сень антиглобалистских плакатов: а что еще ждать от трансконтинентальных монстров? Что им Ходорковский в Краснокаменске, когда нефть Urals уже не помнит, когда была меньше $50 за баррель? Нет уж, больше нас не обманут. Долой агрессию Израиля в Ливане, долой McDonalds и Tefal, да здравствует марихуана, толерантность, НБП (организация запрещена в России) и гендерные исследования - банду Путина под суд, долой генерала Пиночета! Сторонникам величественного и мрачного, бюстов Сталина и подлодок в глубинах Баренцева моря, тоже нелегко: продают ведь страну! Молчим о полимерах, конечно, но ведь и самое светлое, что есть на свете, белорусские нефтехимия и приборостроение, гнутся под пинками «Газпрома», желающего продавать Белоруссии ямальский газ в два раза дороже, чем поджигателям войны на -швили! Нет, это не наша власть. И, морщась от марихуаны, толерантности и гендерных исследований, и эти нехотя произносят: банду Путина под суд, долой либерала Пиночета! Коллективный Пиночет при этом выступает на конференции Morgan Stanley в Стокгольме, не забывая вовремя чередовать тезисы о суверенной демократии и о рейтинге инвестиционного уровня. Форменному кителю с погонами генерал-либерал предпочитает casual.
Можно утешаться тем, что действия злокозненной власти, совершенствующей (пусть и недостаточно) Налоговый кодекс, отвергающей (пусть и из страха перед населением) прогрессивную шкалу подоходного налога, освобождающей (пусть и из шовинистических соображений) рубль от клейма «неконвертируемый», наконец, благословляющей «Рособоронэкспорт» (явно из корыстных или других низменных целей - просто пока непонятно, каких именно) на передачу АвтоВАЗа под управление крупного западного автоконцерна - случайность или часть дьявольского замысла НКВД-КГБ-ФСБ.
Но, как бы не важны были принятие своеобразного закона об экстремизме, снятие с выборов кандидата «против всех» или попытки референдума о третьем сроке для Владимира Путина, никуда не деться от простого факта: основополагающий для России политический анекдот поменялся.
Из чего бы ни собирали пулемет, а получается то развитый фондовый рынок, то рост оборотов потребительского кредитования или какая-нибудь другая полезная населению вещь
Проколы случаются на противоположном фланге - собирает правительство ничем особенно не ужасную систему ЕГАИС, а выходит антиалкогольная кампания, берется за внедрение вполне толковой по идеологии систему тестирования ЕГЭ - и тут уж умолкаю, без меня есть кому рассказывать.
Из вышесказанного вряд ли следует призыв голосовать на предстоящих в 2007 году выборах за объединенную партию выхухоли и национализации ренты или за какой-нибудь другой противоестественный гибрид живого и безумного с мертвым и глупым. Конечно, было бы заманчиво отдать голос КПРФ и ждать, что президент Зюганов, наконец, начнет либеральную реформу здравоохранения и образования, которую так и не удалось запустить президентам Ельцину и Путину. Но проще обсудить вот какую мысль - мне, по крайней мере, она кажется вполне обсуждаемой. Как бы не выглядели зловеще планы очередного генерала, силовика, чиновника - с огромной вероятностью эти планы имеют под собой скорее экономические, нежели идеологические основания. Власть действует из соображений, основывающейся на экономической логике, и в итоге склоняется к решениям более эффективным, нежели идеологически мотивированным. Сложно сказать, когда именно пройдена точка невозврата, но она с очевидностью пройдена: в большинстве случаев любое, даже самое идиотское действие российской власти в конечном итоге обустраивается и будет обустраиваться во что-то более или менее вменяемое - просто потому, что оно перемалывается экономическим механизмом.
Это не повод считать, что следует спеть осанну «Единой России», купить себе акций «Роснефти» и навсегда забыть о политике.
Достаточно всего лишь осознавать, что любая эстетическая, этическая, моральная неприязнь или, напротив, приязнь к той или иной политической идее - рационализуема.
Если список наших пожеланий к политическому режиму в стране конечен, то именно его и имеет смысл отстаивать. Многое из того, что внятно было произнесено в последние три года, уже реализуется - пусть и не так эффективно, как хотелось бы. Власть - у нас на службе: с нее можно и нужно требовать, механизм пока со скрипом, но работает.