В то время как в России президент Путин с телеэкрана демонстрировал новые способы борьбы с международным терроризмом в среде губернаторского корпуса, автору этих строк, кажется, удалось обнаружить то, что виделось главе государства в качестве достойного итога своих добрых дел на этом поприще.
За три часа до президентской антитеррористической инициативы в книжном магазине столицы государства, в котором я в этот момент находился (назовем его просто — Государство), в белый с красным фирменный пакет магазина вместе с американским путеводителем по здешним местам, картой местности, новым изданием Оксфордского толкового словаря английского языка и свежей газетой State Tribune я не мог не опустить детскую книжку, которая в доступной форме излагала основы государственного строя для младших школьников — граждан Государства.
Поэтому заявление Владимира Путина, транслируемое CNN, я смотрел не очень внимательно. Книжка, украшенная символикой Государства и несколькими парадными портретами, была куда интереснее, а, главное, давала гораздо больше ответов на вопросы, возникающие по ходу речи Владимира Путина, нежели мог найти тщетно искавший их диктор CNN.
В переводе на русский язык книжка называлась «Всеми любимые руководители».
Уже, казалось бы, стоит скорчить недовольную рожу: очередное очернение российской действительности, видели мы ваш журнал «Корея сегодня», нас пугают, а нам не страшно — в Беслане было страшнее. Да не в том дело. Устройство Государства, о котором идет речь, в принципе, может считаться разумным. И с моим мнением граждане Государства, кажется, вполне согласны. Им есть с чем сравнивать — жители близлежащих стран, входивших несколько десятилетий назад в ту же империю, живут в среднем беднее, несвободнее и неспокойнее.
Открывается книжка стихотворением, которое, насколько я могу судить, уступает аналогичным текстам производства семьи Михалковых о советском государственном устройстве. Поэтому я не буду мучиться с поэтическим переводом, а дам тексты в переводе подстрочном:
Копье, не знающее поражений,
Отзывчивый и открытый людям,
Любящий отец и родитель всем,
Искусный пилот и стрелок без промахов,
Руководитель среди руководителей и всеми любимый глава,
Твердо и без колебаний защищающий права человека,
Гармоничный и исключительно дружелюбный,
Агрессивный к тем, кто живет не по законам,
Умеренный во всем, логичный и неутомимый,
Знающий толк в союзах по всему миру,
Демократичный и принимающий решения, которые мы разделяем.
Государство с ним больше, чем могло бы быть.
Интеллигентный и понимающий, во что мы верим,
Он умно ведет нас к лучшим временам.
Он в наших сердцах, и мы помним его всегда.
Он один из тех, кого мы искренне любим,
Лидер, которого хранит сам Бог.
Кстати, на антитеррористической демонстрации на Васильевском спуске две недели назад последнюю строчку в отношении Владимира Путина мне уже цитировала дама средних лет. Но это не о Владимире Путине, хотя верховный руководитель Государства — личность весьма неординарная. Он очень любит транспортные средства всех мастей и, как и намекает книжка, умеет водить вертолет и катер. Образование у него военное, карьеру он начинал за пределами Государства, занимался военной историей, любитель спорта. На публике, впрочем, он появляется редко, хотя считается, что создателем властной вертикали Государства является именно он — при его предшественнике (назовем его Отец) Государству и его гражданам жилось не так хорошо.
Например, именно при Отце в середине 90-х государство столкнулось с террористической угрозой: взрывы в центре столицы унесли жизни нескольких граждан, а в государстве их и так-то не слишком много. Силовые ведомства Государства объявили происходящее делом рук исламских экстремистов, однако неофициально было известно, что взрывы — дело рук соседней страны, давно стремящейся установить идеологический контроль над умами граждан Государства и финансовый — над ее природными ресурсами.
Кстати, нельзя сказать, чтобы Государство жило только экспортом нефти. Доля доходов от экспорта нефти в его бюджете не превышает 30%, основные экономические надежды Государства связаны даже не с программой увеличения экспорта газа и производящегося здесь алюминия, а с развитием сферы услуг, сельского хозяйства, рыболовства, высоких технологий, восстановлением банковской сферы, находящейся в перманентном кризисе (сейчас западные банки теснят здесь национальные финансовые институты). В целом экономика Государства вполне диверсифицирована, а ее автодорогам может позавидовать почти любой сосед.
При Отце все было по-другому, поэтому Отцу, в отличие от Руководителя, в книжке посвящено самое короткое, хотя и проникновенное стихотворение. Вот цитата: «С ним мы научились тому, что нам надлежит делать.// Его печать лежит на многом, что у нас есть.// Это и все остальное сделали его Дедом, которого любили». Наследием Отца является (разумеется, это не говорится вслух) высокий уровень безработицы среди коренных обителей Государства. Впрочем, это не мешает выполнять всю тяжелую работу в столице иммигрантам. Местные жители до сих пор ворчат: «Понаехали тут, рожи черные, двух слов на нашем языке связать не умеют». Но в многочисленных ресторанах столицы чаше всего заказываемыми блюдами являются кушанья их родины.
Экономическая проблематика в книге о руководителях представлена стихотворением «Направление» и рассказом о Премьере, ведущем Государство по пути процветания. Вот как описывается его деятельность в Государстве: «Если только он постоянно говорил с Руководителем о наших мечтах,// Если только он был вместе с ним десятилетия.// Кому, как не ему, отстаивать наши права и свободы,// Полному молодой силы и энергии, словом и силой?»
На самом деле не так он и юн. Премьер — 1936 года рождения. По образованию — экономист-международник, возглавлял минфин, административный совет столицы, администрацию Руководителя и Госсовет, а затем стал премьер-министром государства. Скромен (в частности, живет в уединении на собственном острове и никогда не перекрывает дорог, приезжая в столицу), увлекается садоводством, фотографией и чтением иностранной литературы (на языке оригинала). О его богатстве ходят неубедительные легенды.
Гораздо большее внимание авторы книжки обращают на Наследника. Он гуманитарий (хотя и не без военной косточки), имеет дипломы философа и историка лучших университетов. Отец троих детей, но авторы трогательно описывают его как ребенка: «Мы любим и не забудем, что ты представляешь из себя.// Память о предшественниках, текущая в твоей крови.// Жемчужина Семьи в лучших одеждах.// Неоспоримая красота, несравнимый шедевр,// Добавляющий прекрасного миру, на который мы смотрим.// Поэты не в силах выразить свет твоей славы».
Чего ж ради не любить Государство, возглавляемое такими выдающимися людьми? В книжке даже даются слова, которыми следует выражать свой восторг:
Я люблю тебя, Государство,
Как земля любит воду,
Как ребенок — мать,
Как растение — тень.
Я люблю тебя, Государство,
Как сад нуждается в розах,
Как любимый нуждается в запахе любимой.
Ты нужно мне, Государство.
Я люблю твои прекрасные свершения,
Никогда не перестающие меня удивлять,
Как и слава, покрывающая каждое поколение граждан.
Я люблю тебя, Государство.
Ты ритм, управляющий всем вокруг.
Ты дерево, вокруг которого жизнь.
Твои лидеры думают так же, и им не нужно слов.
Прекрасные прогрессивные люди, без которых наших достижений не было бы.
Демократия, порядок и достоинство, которое принадлежит каждому из твоих граждан.
Я люблю тебя, государство.
Прекраснейшим из свершений последнего десятилетия является разрешение территориального спора с соседним, более развитым экономически государством. Это спор за почти безлюдные острова, находящиеся как раз на границе соседней страны. Спор длится уже лет сорок. Зачем государству острова, выяснить мне так и не удалось: ни нефти, ни газа, ни коренного населения, ничего, кроме крупнейшей в мире колонии альбатросов-поморников, там нет. Впрочем, территориальная целостность важнее. Тем более что соседнее государство неоднократно обвинялось рядом мировых лидеров в пособничестве международному терроризму.
Но местному населению не слишком интересны все эти материи. Основной проблемой столицы Государства являются грандиозные пробки на дорогах, неконтролируемая миграция и падение нравов. В увеселительные заведения Государства слетаются, как мухи на мед, слабые до развлечений жители более экономически развитых территорий. Вы бы видели, какой разврат в пятницу царит в варьете столицы! Полуголые украинские и белорусские девушки под громкую музыку ублажают зрителей, одурманенных наркотическими веществами (главным образом американского производства — виски, джин), непристойными танцами! Религиозные лидеры Государства осуждают происходящее, и, поговаривают, Руководитель и Премьер в 2005 году готовят меры по борьбе с этими позорными явлениями. Еще бы: Премьер — верующий человек, не говоря уже о Руководителе, набожность которого, наряду с современностью, вошла в поговорку.
<1>Можно, конечно, считать все вышеизложенное издевательством. Однако минимальной зарплатой в Государстве установлен уровень в $850 (неместные довольствуются $300–500), средний доход — порядка $1500–1800 на работающего мужчину (женщины не работают). Профицит бюджета наблюдается уже последние 20 лет, и государственные финансы в порядке. Оппозиция и СМИ конструктивны и корректны. Налоги — самые низкие к регионе, стабильности местной валюты может позавидовать любая валюта мира. Есть даже Конституция, которая, впрочем, носит весьма декларативный и условный характер. Более всего местные жители любят обсуждать новые американские автомобили (на одного жителя их приходится 1,7), губительную американскую политику во всем мире и провокации коллективного Березовского, несколько десятилетий назад эмигрировавшего в не слишком дружественный Государству Иран.
И, главное, и Руководитель, и Премьер, и Наследник — прекрасные люди. Вот только я не гражданин Государства и не верю в то, что гражданам моего Государства понравится, если их детям в школе предложат заучивать выше цитированные стихотворения. Да и непонятно, почему при всем этом счастье все более или менее приличные здания Государства находятся под охраной, а более всего правящая Семья опасается периодически вспыхивающих народных волнений. Наверное, они бесятся с жиру. Это все, что я мог предположить, глядя по CNN выступление Владимира Путина. Но почему-то я достаточно твердо знаю, что и население России, попади в рай Государства, вело бы себя так же, как и его бесящиеся с жиру граждане. Поэтому-то Россия — пока не Государство. И хочется верить, что не будет.
P. S. Государство, о котором идет речь, занимает на нескольких островах в мелководном заливе к западу от Катара площадь в 600 кв. км. До 2002 года оно именовалось Государством Бахрейн, но после того, как глава правящей с середины XVIII века семьи Его Высочество шейх эмир Бахрейна Хамад бин Иса аль-Халифа обнаружил в архивах упоминание о своем родстве с королевской семьей Саудовской Аравии, новое название страны — Королевство Бахрейн.