В остановившейся рядом со мной на стоянке BP патрульной машине ДПС сидели два молодых старлея. Пока один из них пошел купить себе кофе с булочкой, второй остался в машине баловаться новеньким iPhone. «Не так все плохо», — подумал я, вспомнив, как недавно с кем-то в эфире мы «терли» тему низкой зарплаты сотрудников милиции вообще и ГИБДД в частности. Конечно, это он не вполне на зарплату себе прикупил модный гаджет. А может, ему состоятельная жена подарила. Может, она у него даже предпринимательница. Такие предприимчивые жены даже и у некоторых мэров есть, и их, если судить по достатку в семье, полностью и бережно содержат.
И не так все плохо у них.
И вообще, у кого в нашей стране нет «подкожных», «заподкладочных», чего-то не обложенного налогами и не учтенного алчным и бездушным, никак не входящим в наше положение государством, хоть чего-то где-то уворованного, нажитого хоть и своим горбом, но не вполне так, как описано всеми писанными кодексами и законами? И если в официальной жизни — «ну да, ужас», то в другой, «серой» ее составляющей — «но не ужас-ужас-ужас!»
Или вот елочками торгуют в Москве датскими — по 12 «штук» и более. И покупают. Значит, не так все плохо.
И пробки — ну почти как в прошлом году и в позапрошлом, а по выходным дням даже хуже стало. Пробки теперь стоят в Москве и в выходные. Куда едут все эти люди, кое-кого из которых уже, говорят, уволили, а кое-кого другого еще уволят? Многие едут в гости и за многочисленными покупками. Значит, не так все плохо. Предновогодний шопинг идет почти круглосуточно, и не сказать, чтобы люди сильно ужимались в средствах по сравнению со своим привычками. Ну, по крайней мере, очень многие не ужимаются.
И когда кто-то начинает рассказывать шопингующимся, что в следующем году такого же товарного изобилия может не стать, то не похоже, чтобы они верили. К тому же если у нас решили за бюджетный счет помогать даже ритейлерам — то точно не все так плохо, потому что ритейлерам «на последние» ну точно никто и нигде в мире за бюджетный счет не помогает. Впрочем, не на последние тоже.
В приличных (да и в неприличных тоже) ресторанах по-прежнему в традиционные часы пик — именно час пик. Несмотря на давно уже вышедшее из рамок приличия в графе «цена» меню. Это пуcть какие-нибудь американцы экономят на досуге и отдыхе. То не наш удел. Значит, не все так плохо. По крайней мере, не у всех плохо.
Когда социологи опрашивали недавно людей на предмет, готовы ли они участвовать в акциях протеста «против снижения уровня жизни», не так чтобы очень уж многие разгорелись таким желанием. Во-первых, не очень понятен вопрос — против чего протестовать? Если этот уровень упал по причине беспредела, воровства и несправедливости в государстве — это одно дело. Если же по причине собственной человеческой нерасторопности, лени и никчемности — то надо ли именно с этим непременно выходить на улицу с обвинительным выражением лица? Во-вторых, то, что называют кризисом, еще не проникло во многие головы, оно вовсе не ужасает до дрожи в коленках, до потной бессонницы по ночам и зябким мурашкам по вечерам, не заставляет этих людей хвататься за любую работу и выхватывать метлу или лопату у заезжего таджика, только бы прокормиться и прокормить семью. Значит, не все так плохо.
К тому же наш человек по собственному историческому опыту знает: там, где у других наций обозначено «дно падения», у нас еще есть куда копать. И на всякий случай у нашего человека завсегда припасено несколько волшебных фраз, с которыми, как с вилами наперевес против медведя-шатуна, можно легко — ну хотя бы в собственном горделивом воображении — всегда представить себе собственную борьбу с любым кризисом. Заклинания это примерно такие: «Да много ли нам надо!»; «Да мы вон картошкой огород на следующий год засадим, в крайнем случае кур заведем»; «Ничего, как-нибудь проживем, на чекушку всегда хватит»; «Главное — чтобы не было войны, а остальное — ерунда»; «Подумаешь, мы и не такое видали». Особенно емка и всеобъемлюща, надо сказать, последняя формула. Она воистину непобедима.
Так что покопайтесь в себе — может, не все так плохо?
Ну особенно перед Новым годом. С которым — вас всех! И пусть в новом году все будет действительно не так плохо, а лучше даже — просто хорошо.