Прошли благословенные времена, когда писать об IT было легко и приятно. Наша страна готова к борьбе с IT. Она готова повторить исторический путь Испании, которая из-за борьбы с технологиями покинула ряды сверхдержав еще во времена принудительного картофелеводства в России.
Всего лет пять назад новостные ленты на 90% состояли из хайтек-новостей, как огурец состоит из воды – выбирай не хочу. Каждая новая модель процессора производила на нашего обывателя впечатление, сопоставимое по силе с тем, что в XII веке делало известие о приближении Чингиcхана. Английские шпионы, на радость пишущей братии и читающей публике, забывали в такси ноутбуки с секретными данными. Сайт «Свободу Кевину» онлайн отсчитывал секунды до окончания тюремного срока Митника. Гейтс победно сверкал очками с постеров и предрекал кончину интернета как явления в коммерческом смысле бесперспективного. SMS был новым сервисом, неведомым отсталым США с их CDMA-сетями. Мировая бюрократия радовала нас из-за своих кулис безобидными глупостями вроде американской системы интернет-слежки Carnivore или нашей «Доктрины информационной безопасности».
А самое главное: IT были сами по себе, политика сама по себе. Публичные политики технологическому развитию страны специально не препятствовали.
Ныне этому, увы, настал необратимый конец.
Не умеющие отличить бит от байта политические люди устремились к IT-тематике, как раки на ночную кормежку, с целью произвести впечатление на избирателя. Сделать с этим, разумеется, ничего нельзя: в стране не без депутата.
Первая политпопытка высокотехнологичного пиара состояла в создании так называемого межфракционного депутатского объединения «Электронная Россия» (2001 год).
Лидеру этой тусовки депутату Александру Шубину мы обязаны неработающим законом об электронно-цифровой подписи.
Также в ту пору велись аппаратные интриги, в которые вовлекались известные IT-люди. Но это была даже не политика, а так, фоновая активность околополитической прослойки, ни к чему страшнее слухов вроде «Карачинский вот-вот заменит Реймана» это не вело. Ну еще приняли упомянутую уже доктрину ИБ, которая на IT-индустрию ни малейшего впечатления не произвела.
Президент встретился с представителями IT-индустрии (тоже 2001 год). И снова ничего страшного не произошло.
Один из участников мероприятия говорил мне о нем так: после того как выяснилось, что большими деньгами в нашей отрасли не пахнет, интерес к беседе у В.В. поубавился.
Теперь, когда большими IT-деньгами все же запахло (из-за рубежа, куда мы, как выясняется, можем экспортировать не только углеводороды, но и технологии), российская политика идет в IT. Идет, что печально, со своим негодным уставом.
Весьма показательно то, что случилось с законом об особых экономических зонах: IT-отрасль спокойно обнесли предназначавшимися ей льготами. Преференции, положенные программистам, раздали кому-то другому, и случилось это сейчас, в 2005-м. Что, впрочем, неудивительно и для технологического развития страны не так уж опасно.
А вот то, что творилось на минувшей неделе, опасно. И удивительно. Я имею в виду невежественный шум, поднятый вокруг законопроекта «О персональных данных». Этот шум очень похож на шум, произведенный в XVIII веке частью наших соотечественников вследствие высочайшего решения о выращивании в России голландского овоща картофеля. Живи в ту пору, например, доктор сельхознаук депутат от КПРФ Кашин (днями опубликовавший на сайте своей партии текст «Печать Зверя», именно так, все с большой буквы, почитайте, очень забавно), он наверняка поминал бы по этому поводу антихриста и продолжал истово питаться брюквой.
Но не в депутатах-мракобесах дело. В конце концов, они не вольны сменить свою ориентацию на наименее образованную часть электората. Дело в том, что сам наш электорат-богоносец, оказывается, дремуч настолько, что представляет собой грозную невежественную силу. Угрозу прогрессу. Сужу об этом по итогам последнего энтэвэшного шоу «К барьеру», где пара опять-таки депутатов (зачем их приглашать в телевизор, абсолютно не понимаю) ломала предвыборную комедию, маскируя ее под обсуждение упомянутого законопроекта. Меня поразило преимущество, достигнутое в глазах телезрителей депутатом, отстаивавшим точку зрения «не дам пометить себя числом зверя». При полном отсутствии аргументации и примерно равной по силе ораторской харизме это, знаете ли, диагноз, очень похожий на приговор.
Наша страна готова к борьбе с IT. Она готова повторить исторический путь Испании, которая из-за борьбы с технологиями (тоже, кстати говоря, информационными – книгопечатанием) покинула ряды сверхдержав еще во времена принудительного картофелеводства в России.
Я не знаю, что с этим делать. Если так пойдет и дальше, мы неизбежно проиграем конкуренцию за счастливую жизнь своих внуков Индии и Китаю, где любой гражданин, даже не получивший образования, не даст себя убедить в том, что технологии – это плохо. В этих странах (не говоря уже о Сингапуре, где, например, для регистрации купленного автомобиля не нужно выходить из дома, можно сделать это в интернете) об IT-развитии мечтают даже нищие. Там IT – синоним очевидного благоденствия, символ жизненной цели для сотен миллионов молодых людей и их родителей. И они, в отличие от нас, своего добьются. Уже добиваются. Черт бы побрал нашу нефть!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.