Причины, по которым россияне уверены, что в стране наблюдается такой же темп инфляции, как после обвала рубля в конце 2014 года, относятся к области психологии, считает директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов.
Он уточнил, что в повседневной жизни люди склонны оценивать общий уровень инфляции по изменениям цен на товары, которые они сами покупают каждый день, — хлеб, молоко, бензин.
«Когда цены на эти товары и услуги растут, скажем, на 10%, мы склонны считать, что такими темпами растут цены и на другие товары, которые мы потребляем. В реальности цены на многие товары и услуги не растут или даже снижаются», — сказал Морозов.
Глава департамента Банка России подчеркнул, что Росстат в своих подсчетах учитывает динамику цен на более чем 700 видов товаров и услуг, многими из которых тот или иной россиянин может и не пользоваться.
Морозов также посоветовал россиянам найти в своих потребительских корзинах товары, цены на которые не растут или даже снижаются.
«Скажем, цена моей стрижки не менялась уже года два, а цены на чистку штор за последнее время даже снизились», — сказал он.
В заключение Морозов особо порекомендовал поменьше думать о быстром росте цен, так как именно такие настроения и помогают инфляции расти.
«Если наши инфляционные ожидания высоки, мы считаем, что нормально, когда цены постоянно пересматриваются, это дает части производителей возможность, действительно, очень часто и сильнее повышать цены на свою продукцию, не боясь того, что потребители уйдут к конкурентам. Поэтому низкие инфляционные ожидания — это залог стабилизации цен в экономике», — сказал он.
Ранее сообщалось, что впервые с начала августа 2016 года Росстат зафиксировал в России недельную дефляцию.