В России появилась защищенная законом схема отмывания денежных средств, с использованием которой в 2016 году было выведено более 16 млрд руб., пишет «Коммерсантъ».
Издание со ссылкой на участников банковского рынка уточняет, что ключевым звеном в мошеннической цепочке стала Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
Суть этой схемы отмывания денег состоит в том, что два юрлица — резидент и нерезидент — договариваются взыскать долг через третейские суды или путем заключения мировых соглашений. Нерезидент выступает в качестве истца, который требует погасить задолженность, а резидент-ответчик соглашается с этим требованием.
«Коммерсантъ» отмечает, что суды в таком случае зачастую безоговорочно принимают решение о взыскании со счета должника и выдают исполнительный лист. Далее нерезидент с этим листом на абсолютно законных основаниях общается в Федеральную службу судебных приставов, которая открывает исполнительное производство.
Впоследствии денежные средства со счета должника списываются на счет ФСПП и перечисляются в пользу взыскателя на его счет в иностранном банке. Таким образом, легализация средств проходит через госструктуру — службу судебных приставов.
Издание подчеркивает, что в Банке России известно о подобной схеме отмывания денег, но регулятор пока не в силах ее решить в связи с тем, что все ее участники — суды, ФССП, банки — не имеют достаточных полномочий, чтобы остановить мошенников на своем уровне.
«Технически эта схема не нарушает закон, суды и ФССП действуют строго в рамках своей компетенции, а банки формально не имеют оснований для того, чтобы расценивать операцию как подозрительную и противодействовать ее проведению, так как речь идет о судебном решении», — цитирует газета представителя Банка России.
В ЦБ добавили, что у судов отсутствуют полномочия для проверки сути сделок между кредитором и должником, а также реальность деятельности этих компаний, заключив, что это и является первопричиной законности такой схемы.