Стали известны подробности соглашения между США и Саудовской Аравией, которое держалось в тайне 41 год. Данная сделка в значительной степени определила природу отношений между этими странами, отмечает Bloomberg.
Летом 1974 года мировой нефтяной кризис сильно ударил по экономике США. Помимо этого, ОПЕК ввела в отношении Америки эмбарго из-за того, что Вашингтон оказывал военную помощь Израилю в ходе «Войны Судного дня». Эти факторы привели к обвалу рынка ценных бумаг и высокому скачку инфляции в стране. Тогда министр финансов США Уильям Саймон и его заместитель Джерри Парски отправились в турне по Ближнему Востоку и Европе.
Официально, эта поездка была представлена как рядовой тур «экономической дипломатии» — серия протокольных встреч и банкетов. На на деле, сообщает агентство, за этим скрывалось намерение посетить один-единственный город Саудовской Аравии — Джидду. Окружение президента Никсона скрывало эту информацию.
Настоящей же целью поездки была нейтрализация нефти как экономического оружия. Никсон поставил перед делегацией задачу убедить враждебных к Америке саудитов вложиться в госдолг США. Провал переговоров грозил подорвать финансовое здоровье США и позволил бы, по мнению Никсона, укрепить свои позиции в арабском мире Советскому Союзу.
Уильям Саймон разработал базовый сценарий действий, по которому США покупают у Саудовской Аравии нефть, оказывают ей военную помощь и помогают с материально-техническим обеспечением. Казна США взамен получает миллиарды саудовских нефтедолларов.
Как сообщается, король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдул-Азиз Аль Сауд в ходе переговоров настоял, что факт покупки Эр-Риядом казначейских облигаций должен остаться тайной. Сумма сделки в размере $117 млрд стала известна лишь в мае 2016 года.
Переговоры прошли спустя десять месяцев после окончания арабо-израильской «Войны Судного дня», из-за чего Аль Сауд остерегался, что его деньги «прямо или косвенно» попадут Израилю (например, в форме военной помощи, оказываемой израильтянам американцами).
Чтобы пойти навстречу этим требованиям, казначейство позволило Эр-Рияду приобрести свои бумаги без проведения обычного для таких случаев аукциона. После этих мер отследить присутствие Саудовской Аравии на рынке госдолга США было практически невозможно.
Кроме того, минфин США в своих отчетах о долге объединил Саудовскую Аравию, Кувейт, ОАЭ и Нигерию в строку «Экспортеры нефти» и следовал данной практике 41 год.