Согласно докладу экспертов Института социологии Российской академии наук (ИС РАН), экономическое и социальное положение среднего класса России из-за кризиса пока не изменилось, пишет «КоммерсантЪ».
К категории среднего класса относятся 40% россиян, большинству из которых удается сохранить свои рабочие места и доходы. При этом некоторым удается сократить долговую нагрузку.
По мнению экспертов, средний класс России определяется следующими критериями: наличие среднего специального образования, нефизический труд, доход на уровне средних значений по месту жительства. Доля россиян, имеющих такие признаки, составила 44% к концу прошло года.
Главное отличие среднего класса в России от большинства развитых стран мира в том, что и в стабильных условиях, и во время кризиса большинство его составляют наемные работники предприятий и госучреждений.
Среднедушевые доходы в семьях среднего класса составляли до кризиса около $16 в день, и даже с учетом паритета покупательной способности доходы среднего представителя этой части населения были намного больше, чем $10, соответствующие нижней границе доходов таких групп в развивающихся странах.
Доля среднего класса, отметившая ухудшение своего положения, составила только 23%. При этом более 60% его представителей не фиксируют никаких изменений своего общественного положения в 2014–2015 годах, а остальные отмечают даже рост своего социального статуса. Потеряли работу из-за кризиса чуть больше 2% работавших представителей среднего класса — три четверти из них быстро смогли найти новую работу. В результате материальные проблемы в кризис всерьез беспокоили относительно немногих представителей среднего класса.
Как подчеркивают авторы исследования, хотя средний класс и сегодня гораздо более успешен по сравнению с другими группами населения, динамика его достижений в масштабе 10–15-летнего периода выглядит неутешительно.
Схожие оценки по перспективам этой категории россиян ранее давал и Всемирный банк — по его прогнозу, рост среднего класса остановился, а уровень бедности вернулся к показателям десятилетней давности.
Ранее сообщалось, что средний класс в России переходит на бренды более низкой ценовой категории.