Падение покупательной способности россиян вынуждает граждан резко поменять собственное потребительское поведение. Все больше россиян стремятся оптимизировать свои расходы и потребление, а поэтому растет спрос на более дешевые товары. Об этом РСН рассказал член президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ломакин-Румянцев.
«Покупательная способность падает во всех категориях товаров. Люди меняют структуру потребления, смещают спрос в сторону более нужных и более дешевых товаров», — заявил Ломакин-Румянцев.
По его словам, кризис заставил россиян поделиться на несколько категорий: «оптимизаторы» — те, кто ходят в магазин реже и планируют свои закупки заранее — у них вырос средний чек, но совокупные расходы не снизились.
«Есть те, кто получил название cherry-pickers. Английский термин означает тех, кто с торта забирается вишенки. Они ходят по промоакциям и покупают только то, что можно купить в рамках этих промоакции», — рассказывает член АКОРТ.
Он также отмечает, что снижение расходов россиян уже нанесло тяжелейшие последствия для российской экономики, так как рост внутреннего потребления перестает быть фактором роста всей экономики.
«Последствия – все секторы, так или иначе завязанные на удовлетворение внутреннего спроса, упрутся в понятные ограничения. Так же как сегодня уже в эти ограничения воткнулись производители рыбной или молочной продукции», — объяснил Ломакин-Румянцев.
Спасение, по мнению члена АКОРТ, находится в стимулировании спроса со стороны властей. В качестве примера он привел программы внутренней продовольственной помощи, которые предполагают субсидирование покупок определенных типов продуктов для определенных категорий граждан. Еще один вариант стимулирования должен исходить от самих компаний — они должны пытаться удерживать цены.
Ранее сообщалось, что эксперты ВШЭ не заметили выхода России из экономического кризиса.