Счетная палата выступила за ужесточение закона о закупках товаров и работ для нужд госкомпаний, пишет газета «Известия». Так, предлагается запретить им пользоваться услугами поставщиков, подконтрольных иностранным лицам, а также ограничить перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика. Позиция Счетной палаты представлена в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову, копия которого есть у издания. В Счетной палате также подтвердили эти сведения.
В письме Шувалову содержатся результаты мониторинга аудиторами системы государственных (для нужд органов власти) и корпоративных (для нужд госкомпаний) закупок по итогам 9 месяцев 2015 года. В системе корпоративных закупок аудиторами выявлен ряд проблем. Как заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на конференции в конце декабря, многообразие способов закупок, большое количество электронных торговых площадок и необходимость дополнительных финансовых затрат приводят к сокращению возможностей для участия в торгах и ограничению конкуренции. В результате за первое полугодие 2015 года при госзакупках по 44-ФЗ относительная экономия составила 7%, а при контрактах госкорпораций (223-ФЗ) — только 0,5%.
Вице-премьеру Счетная палата отправила более подробную статистику. Так, по итогам первого полугодия 2015 года уровень конкуренции при осуществлении закупок госкомпаниями в среднем составил 1,59 заявки на один лот. При этом половина (49%) закупок госкомпаний происходит у единственного поставщика.
При госзакупках, отмечают аудиторы, уровень конкуренции — 2,92 заявки на один лот. Одна из причин сложившейся ситуации, как считает СП, в несовершенстве, расплывчатости закона о закупках госкомпаний 223-ФЗ, который «представляет собой рамочный правовой акт». По этому закону компании приобретают товары и услуги на основании принимаемых ими положений о закупках.
Аудиторы проанализировали такие положения у десятка компаний. В одних, отмечают аудиторы, «отсутствует исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком». Такие недостатки выявлены у Уралвагонзавода, «Почты России», «Роснано» и др. Кроме того, у Уралвагонзавода, «Ростеха», АХК «Сухой», «Росморпорта», «Транснефти» и т.д. отсутствует методика обоснования максимальной цены закупок.
Также Счетная палата указала в письме на выявленные в ходе мониторинга случаи, когда госкомпании заключали договор на оказание услуг с организациями, которые контролируют иностранные лица. Для устранения недостатков и повышения прозрачности и эффективности закупок госкомпаний Счетная палата указала на необходимость принятия ряда законодательных поправок — по контрактам с единственным поставщиком и контрактам с фирмами иностранцев.
В СП считают, что есть несколько вариантов по ограничению закупок у единственного поставщика. Первый — определить закрытый перечень закупок по примеру законодательства о закупках для нужд органов власти. Например, если этот поставщик определен распоряжением президента или правительства, или если сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. (при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб., или 5% совокупного объема закупок в год), или если приобретаемые товары и услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и проч.
Второй вариант — установить определенные ограничения к закупкам у единственного поставщика. Например, максимальный процент таких закупок в общем объеме закупок за календарный год. И третий — определить перечень товаров, закупки которых должны в обязательном порядке проводиться в открытой конкурентной форме. В СП отметили, что «могут быть предложены и другие варианты решения вопроса». При этом аудиторы настаивают как минимум на отстранении от работы с госкомпаниями офшоров.