По итогам исследования за ноябрь, россияне в 2015 году не очень активно закупают потребительские товары перед новогодними праздниками. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге Минэкономразвития со ссылкой на данные исследовательского холдинга «Ромир».
«В предыдущие годы традиционно потребители уже в ноябре начинали предновогодние закупки, увеличивая объемы повседневных расходов. По мнению экспертов, потребители в ноябре несколько сократили частоту посещения магазинов. Видимо, они решили сэкономить перед предстоящей традиционной декабрьской закупкой подарков и продуктов к праздничному столу и на долгие каникулы, экономию продемонстрировали даже те категории потребителей, потребительское поведение которых ранее было иным», — говорится в сообщении.
Эксперты отмечают, что это характерно даже для жителей миллионников и малых городов.
В ноябре текущего года индекс потребительской активности оказался ниже значений и прошлого, и позапрошлого годов. Более того, значение индекса в ноябре этого года оказалось даже ниже показателя 2012 года, что наблюдается впервые.
«На стезю экономии опять возвратились представители низкодоходной и среднедоходной групп, которые изрядно потратились в октябре. В отличие от кризиса 2008–2009 годов, в 2015 году потребление продовольственных товаров упало также сильно, как и потребление непродовольственных товаров», — сообщают эксперты.
Сокращение потребления продуктов стало реакцией на рост цен, связанный как с девальвацией рубля, так и с эффектом контрсанкций, полагают эксперты. На сокращение потребления непродовольственных товаров кроме девальвации повлияло снижение доступности кредита: прирост кредитов населению был отрицательным в течение всего года.