Между «Транснефтью» и Зиявудином Магомедовым, которые на паритетных началах контролируют крупнейший в стране Новороссийский морской торговый порт (НМТП), разгорается конфликт: монополия считает, что ее позиция как акционера игнорируется, и хочет сменить представляющих Магомедова гендиректора порта и главу совета директоров на своих представителей. Об этом пишет в понедельник газета «Коммерсантъ».
В распоряжении газеты оказалось письмо президента «Транснефти» Николая Токарева Зиявудину Магомедову, гендиректору НМТП Радо Антоловичу и председателю совета директоров порта Марату Шайдаеву. Монополия инициирует проведение в кратчайшие сроки заседания совета директоров порта в связи с «неоднократным игнорированием позиции «Транснефти» и ее представителей» по ключевым вопросам управления НМТП. В повестку дня предлагается включить вопросы об избрании нового главы совета директоров, о приостановлении полномочий гендиректора и проведении внеочередного собрания акционеров.
«Транснефть» предлагает избрать председателем совета директоров своего первого вице-президента Максима Гришанина, а временным гендиректором порта утвердить Сергея Киреева, возглавляющего «Транснефть-Сервис». Монополия также выдвинула Киреева кандидатом в новый совет директоров. Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин подтвердил «Ъ», что такое письмо отправлено. В группе «Сумма» от комментариев отказались. Гендиректор НМТП Радо Антолович, узнавший о претензиях «Транснефти» от корреспондента «Ъ», воспринял их с недоумением.
«Представители «Транснефти» никогда не высказывали никаких претензий ни к работе менеджмента в целом, ни ко мне лично. Все ключевые решения — по стратегии развития, инвестиционной программе, бюджету — принимались на основе консенсуса. Рост производственных показателей по итогам прошлого года тоже не вызывал у представителей «Транснефти» и других акционеров ничего, кроме благодарности», — сказал он.
Источник в порту рассказал «Ъ», что разногласия между «Транснефтью» и Зиявудином Магомедовым возникли в начале этого года при формировании списков кандидатов в советы директоров компаний группы НМТП. «Транснефть» тогда впервые с 2011 года потребовала, чтобы в трех из девяти основных юридических лицах холдинга — «Флот НМТП», Новороссийский зерновой терминал и «Союзфлотпорт» — ее представительство увеличилось на одного человека, но для этого нужно было либо исключать кандидатов от других акционеров, либо срочно вносить изменения в уставы компаний, поэтому монополии отказали. Источник добавил, что у «Транснефти» могут также быть претензии по объемам вложений в развитие нефтерайона Шесхарис.
НМТП — крупнейший стивидорный холдинг России. В прошлом году его грузооборот составил 158,9 млн тонн: 110,8 млн тонн пришлось на сырую нефть и 19,4 млн тонн — на нефтепродукты. НМТП также переваливает зерно (7,96 млн тонн), черные металлы (8,6 млн тонн) и другие грузы. Выручка холдинга в январе — сентябре 2012 года составила $785,8 млн, прибыль — $319,6 млн. Чистый долг холдинга — $2,14 млрд. 50,1% акций НМТП с 2011 года через Novoport Holding Ltd. на паритетных началах контролируют «Транснефть» и группа «Сумма». 20% холдинга принадлежит «Росимуществу», 5% — у РЖД, остальные акции — free float.