Верховный суд Великобритании снял арест с активов Константина Малофеева, что упрощает ему продажу его ключевого актива — 10,5% «Ростелекома». Об этом пишет в среду газета «Ведомости» со ссылкой на проект решения суда.
В среду суд должен опубликовать окончательное решение по жалобе VTB Capital plc — «дочки» ВТБ, судящейся с двумя компаниями группы «Маршал», ее основателем Константином Малофеевым и Nutritek International Corp. по делу о возврате кредита более чем на $225 млн. Из проекта решения суда следует, что суд отказал VTB Capital по всем пунктам: отверг ее просьбу продолжать разбирательство в Великобритании, так как спор является внутрироссийским, и отказался реклассифицировать иск таким образом, чтобы личную ответственность по кредитному договору нес Малофеев, что увеличило бы размер претензий к нему на сумму процентов и штрафов до $330 млн. Таким образом, со среды суд снимает арест с активов Малофеева.
VTB Capital plc пыталась истребовать с ответчиков в британских судах средства, предоставленные ею в 2007 году компании «Руссагропром» на покупку шести молочных предприятий у Nutritek. Почти сразу после закрытия той сделки «Руссагропром» перестал обслуживать кредит. Банк истребовал его активы, но их стоимость оказалась на порядок ниже, чем ее представляла Nutritek, — менее $40 млн. ВТБ пришел к выводу, что и продавец, и покупатель контролировались одной группой — «Маршал». Тогда VTB Capital обвинила «Маршал», лично Малофеева и Nutritek в «мошеннических действиях» и подала на них в суд, который в ноябре 2011 года решил, что иск находится вне его юрисдикции, но до рассмотрения в следующих инстанциях сохранил в силе арест на активы Малофеева на Кипре, Каймановых и Британских Виргинских островах стоимостью до $200 млн.
Под арест подпали и паи «Маршал» в фонде Universal Telecom Investments Strategies, зарегистрированном на Каймановых островах, находящемся под управлением Газпромбанка и владеющем 10,5% обыкновенных акций «Ростелекома». Источники, близкие к учредителям фонда, объясняли «Ведомостям», что он мог свободно распоряжаться этими акциями, но средства от их возможной продажи должны были оставаться в фонде. Поэтому когда весной и летом прошлого года Малофеев обсуждал внесение 10,5% «Ростелекома» в холдинг Garsdale Services, подконтрольный Алишеру Усманову, было решено сначала дождаться освобождения этого пакета, однако впоследствии сделка сорвалась.
Освобождение активов Малофеева из-под ареста может упростить продажу 10,5% «Ростелекома». Сотрудник крупного инвестбанка и предприниматель, знакомый с Малофеевым, рассказывают, что некоторое время назад он вел «достаточно предметные» переговоры о продаже этого пакета, в которых участвовали заинтересованные лица, но договоренность ни с кем достигнута не была. Одна из структур, которой Малофеев предлагал свой пакет в «Ростелекоме», — «Альфа-групп», говорит источник в ее руководстве. По данным собеседников «Ведомостей», также велись переговоры с представителями Леонарда Блаватника.
В то же время источник в окружении Малофеева отрицает наличие у предпринимателя планов по продаже акций «Ростелекома». Сам Малофеев, представители «Маршал капитала», пресс-служба ВТБ, представитель британского верховного суда и «Альфы» от комментариев отказались, а получить официальные комментарии в Access Industries не удалось.