Председатель правления ВТБ Андрей Костин возглавил рейтинг 25 самых дорогих гендиректоров крупнейших российских компаний, составленный журналом Forbes.
Исследование издания ограничилось 70 крупнейшими предприятиями по выручке за 2011 год, исключая госкорпорации и компании, которыми управляют собственники («ЛУКойл», «Северсталь», «Русал»). Итоговая оценка глав компаний учитывает вознаграждение, которое гендиректор получает в компании (зарплата, бонус, процент от прибыли) и в советах директоров дочерних структур. Также учитывались возможные выплаты руководителям за пределами России.
В первой пятерке рейтинга оказались только руководители госкомпаний. Возглавляет рейтинг глава ВТБ Андрей Костин. По мнению экспертов, он зарабатывает в год в общей сложности около $30 млн. Общее вознаграждение ключевых менеджеров ВТБ в 2011 году тоже составило рекордные $194 млн. По мнению экспертов Forbes, большую часть вознаграждения Костин, как, впрочем, и большинство других СЕО из списка, скорее всего, получает за границей, в частности на Кипре, где у ВТБ есть дочерний банк Russian Commmercial Bank (RCB).
Глава «Газпрома» Алексей Миллер занял второе место в рейтинге с оценкой в $25 млн. Если говорить о денежной части компенсационного пакета, то это мировой рекорд. Самое высокое вознаграждение среди гендиректоров глобальных нефтегазовых компаний в 2011 году было у СЕО ConocoPhillips Джеймса Малвы — $15,6 млн.
Столько же, сколько Миллер ($25 млн в год), зарабатывает и Игорь Сечин, возглавивший «Роснефть» в мае 2012 года. Эксперты отмечают, что такой паритет логичен: Сечин и Миллер возглавляют компании, сопоставимые по значимости для экономики России.
Компенсация главы Сбербанка Германа Грефа, занявшего четвертое место, — $15 млн — в два раза ниже, чем у Костина. В перспективе Греф, по утверждению хедхантеров, сможет заработать несколько десятков миллионов долларов на опционах.
Пятую позицию рейтинга занял президент Банка Москвы Михаил Кузовлев с компенсацией в $15 млн. До 2008 года он возглавлял кипрский RCB и в настоящий момент работает одним из его директоров.
В первой десятке четыре места достались главам частных компаний. Шестой — Дмитрий Разумов ($12 млн, ОНЭКСИМ), восьмой — Иван Стрешинский ($10 млн, USM Holding), девятый — Владимир Стржалковский ($10 млн, «Норильский никель»), десятый — Михаил Шамолин ($10 млн, АФК «Система»). Все эти предприятия принадлежат бизнесменам из списка Forbes. В рейтинге самых высокооплачиваемых СЕО единственная женщина — глава «Базового элемента» Гульжан Молдажанова ($4 млн, 23-е место).
В то же время в ВТБ заявили, что информация о вознаграждении Костина абсолютно не соответствует действительности. Об этом агентству «Прайм» сказал представитель госбанка.
«Малопрозрачная методика расчетов экспертов заставила издание встать на зыбкую почву домыслов и предположений. Можно сказать, что цифра взята буквально «с потолка». Согласно отчету эмитента за 2011 год, все правление банка ВТБ, которое возглавляет Костин, получило почти 608 млн рублей», — сказал собеседник «Прайма».
«По логике Forbes, видимо, члены правления ВТБ вынуждены доплачивать за честь работы в одной команде с Костиным...» — добавил он.
Согласно отчетности по МСФО, все топ-менеджеры группы ВТБ (в их число входят руководство и ключевые сотрудники большинства дочерних компаний группы) заработали по итогам 2011 года 5,7 млрд рублей, включая пенсионные выплаты.
«Вероятно, Forbes считает, что Андрей Костин и (глава входящего в группу ВТБ Банка Москвы) Михаил Кузовлев вместе заработали почти четверть всех доходов своих коллег. Такая логика абсолютно некорректна и в плане расчетов, и главное — здравого смысла», — отметили в ВТБ.