«Роснефть» проинформировала британскую BP о своем интересе к покупке ее доли в российско-британском холдинге ТНК-BP, сообщила нефтяная компания.
«ОАО «НК «Роснефть» сообщает, что, в связи с недавними заявлениями компании BP о намерении рассмотреть возможность продажи своей доли в ТНК-BP, НК «Роснефть» проинформировала BP о своей заинтересованности в возможном приобретении указанной доли», — говорится в сообщении на сайте «Роснефти».
Стороны договорились приступить к переговорам по данному вопросу и подписали соглашение о конфиденциальности. При этом «Роснефть» подчеркивает, что начало переговоров не дает гарантий, что компания станет совладельцем ТНК-BP.
На данный момент BP владеет 50% акций ТНК-BP, остальные принадлежат консорциуму AAR (25% – «Альфа-групп» Михаила Фридмана, а по 12,5% – «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника).
Конфликт акционеров ТНК-BP длится уже более четырех лет. В конце мая Михаил Фридман покинул пост главы ТНК-BP из-за агрессии со стороны BP, говорили источники на рынке. После этого консорциум AAR заявил, что готов выкупить долю BP в российско-британском холдинге, так как схема равного партнерства себя изжила.
1 июня BP впервые признала готовность продать свою долю. СМИ писали, что BP уже получила несколько предложений, в том числе от российской госкомпании. Источники на рынке говорили, что это «Роснефть». Однако ее глава Игорь Сечин опроверг эту информацию, заявив, что «Роснефть» никогда не думала о покупке доли ВР в ТНК-ВР. При этом через несколько дней ФАС по просьбе «Роснефти» начала рассматривать акционерное соглашение ТНК-ВР на предмет нарушений антимонопольного законодательства.
В середине июля AAR неожиданно заявил, что готов продать свою долю ТНК-BP британскому акционеру BP за наличные и 10–12% акций, чтобы положить конец акционерному конфликту.
За неделю до этого заявления агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило, что AAR хочет выкупить половину доли BP в ТНК-BP, то есть 25%.
BP и «Роснефть» уже не первый раз пытаются заключить сделку. В январе 2011 года компании объявили о заключении соглашения по обмену акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, пакеты оценивались в $7,8 млрд) и созданию совместного предприятия для освоения трех участков в Карском море. «Сделку года» сорвал консорциум AAR, заявивший, что альянс BP и «Роснефти» нарушил акционерное соглашение ТНК-ВР в части, запрещающей британской корпорации работать в России не через ТНК-ВР.
Дело дошло до международного суда. В мае 2011 года Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку.