Федеральный бюджет выделил недостаточно средств на разработку Superjet-100, в результате чего проект оказался под угрозой срыва, пишут «Ведомости», ссылаясь на данные Счетной палаты.
Бюджетное финансирование Superjet (самолет собирают «Гражданские самолеты Сухого», ГСС) и двигателей для него Sam-146 (НПО «Сатурн») в 2003–2010 годах составило 16,9 млрд рублей по 15 госконтрактам, утверждает Счетная палата, а из внебюджетных источников разработчики привлекли 27,1 млрд рублей.
Расходы бюджета только на самолет Superjet (без двигателя) — 12,4 млрд рублей, а из внебюджетных источников — 20,3 млрд рублей.
В 2011 году ГСС подписала акт сдачи самолета и получила сертификат летной годности, на что пошло еще 800 млн рублей — опять из внебюджетных источников. С тех пор финансирование проекта из бюджета фактически прекратилось — господдержки после получения сертификата не полагается, тревожится Счетная палата: а ГСС и НПО «Сатурн» — на грани выживания. Они инвестировали значительный объем собственных и привлеченных средств, пишут аудиторы, теперь у них нет необходимых денег для серийного производства, а размер долгового портфеля не позволит им привлечь новые займы.
Счетная палата также сетует, что государство не исполняет своих обязательств по финансированию серийного производства и послепродажного обслуживания двигателей Sam-146: по плану должно было быть выделено 8,4 млрд рублей, а выделено 3,4 млрд. Поэтому «Сатурн» в 2011 году не смог наладить поставку двигателей (план — 150 штук к 2014 году) для SSJ-100, что ставит под угрозу программу продаж самолетов.
В начале мая в Индонезии в ходе демонстрационного полета разбился Superjet-100. На борту были 45 человек, в том числе восемь россиян. После этого инцидента некоторые авиакомпании, сделавшие заявки на приобретение лайнера, передумали его покупать, хотя другие перевозчики не стали вносить коррективы в свои планы.