Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мор возвращается в Тольятти. «АвтоВАЗ» готовят к кризису, считают эксперты

Почему Николя Мора вернули в «АвтоВАЗ»

Группа Renault оперативно возвращает на «АвтоВАЗ» бывшего президента Николя Мора. В период управления Волжским автогигантом он сгладил острые углы взаимоотношений завода с поставщиками, возникшие после скандального ухода Бу Андерссона. Мор — антикризисный менеджер, его возвращение свидетельствует о том, что французы опасаются серьезных проблем отрасли в России, полагают эксперты рынка.

Совет директоров «АвтоВАЗа» утвердил приказ о назначении Николя Мора на пост главы тольяттинского предприятия с начала этого июня. С этого же месяца истекают полномочия нынешнего директора Волжского автозавода Ива Каракатзаниса. Формально Мор возвращается в Тольятти с понижением должности, поскольку сейчас он является операционным директором всей группы Renault в Евразии. Причины такого решения не комментирует ни Renault, ни «АвтоВАЗ».

Вместе с назначением на «АвтоВАЗ» Мор также получит директорские полномочия над всей группой Renault в России и СНГ. О том, куда переходит Ив Каракатзанис, принявший в июне 2018 года управление российским предприятием, не сообщается.

«Я приветствую возвращение господина Мора на «АвтоВАЗ», — приводит пресс-служба компании заявление Ива Каракатзаниса по этому поводу. — Я уверен, что его личный опыт и ранее полученные знания о компании и российском рынке помогут «АвтоВАЗу» преодолеть любые препятствия.

Я хочу лично поблагодарить всю команду «АвтоВАЗа» за плодотворные три года, которые мы провели вместе, и пожелать каждому сотруднику личных побед и успехов».

Уходящий директор подчеркнул, что сейчас «АвтоВАЗ» находится на пути позитивных изменений. Мор в свою очередь дал пространный ответ, из которого нельзя судить о причинах его оперативного возвращения.

«Вместе с командой компании я буду использовать весь свой опыт для дальнейшей трансформации «АвтоВАЗа» в эффективного автопроизводителя мирового класса», — заявил французский управленец.

Как зашел

Впервые Николя Мор появился на «АвтоВАЗе» в 2016 году. Чтобы понять, каким он принял тогда завод, нужно немного вспомнить предысторию. В марте того года после критики со стороны главы госкомпании «Ростех» (владеет блокпакетом акций «АвтоВАЗа») Сергея Чемезова политики руководства завода был внезапно уволен его руководитель Бу Инге Андерссон. Последний уходил с предприятия на фоне крупного скандала с поставщиками.

Шведский топ-менеджер запомнился наведением строгих порядков на предприятии: планерки и встречи со средним звеном управленцев проводились рано утром, случалось и грубое отношение с подчиненными, к примеру, конфликт из-за курения на рабочем месте с начальником механосборки Владимиром Бокком едва не перерос в драку. Впрочем, самой «большой ошибкой» Андерссона, по мнению Чемезова, был отказ от части российских поставщиков и продавливание оставшимся собственных условий по качеству, срокам и оплате.

Собственно «Ростех» в лице подконтрольной ему «Объединенной автомобильной группы» и является главным поставщиком «АвтоВАЗа».

Своеобразным итогом этих войн, скандалов и остановок главного конвейера из-за отсутствия автокомпонентов стал убыток в 74 млрд рублей в 2015 году, что втрое больше, чем за 2014 год.

Николя Мору, перешедшему в Россию с румынского завода Dacia (принадлежит Renault), удалось в кратчайшие сроки вывести «АвтоВАЗ» из глубокого кризиса и показать операционную прибыль, вспоминает независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Конечно, это во многом заслуга и исполнительного вице-президент по финансам Штефана Мауэрера. Мне доводилось с ним несколько раз общаться, он очень умный финансист, и то, что Николя Мор дал ему такой карт-бланш, позволило уже в 2017 году «АвтоВАЗу» выйти на прибыль от операционной деятельности в размере 2 млрд рублей.

Это произошло едва ли не впервые с 2007 года (на тот момент только в 2012 году «АвтоВАЗ» был в плюсе на фоне вливаний госсубсидий), — сказал «Газете.Ru» Сергей Бургазлиев.

После неудобного и непримиримого Бу Андерссона Николя Мор выглядел как полная противоположность, он сыграл, что называется, на контрапункте, поделился с «Газетой.Ru» автор и создатель автомобильного сообщества «Русский Автомобиль» Сергей Цыганов.

«Он [Николя Мор] предельно спокоен, неконфликтный, может идти на компромиссы. Видит не на один-два шага вперед, как Андерссон, а смотрит на все стратегически. И своей дипломатичностью он смог из той дыры, в которую вверг завод Андерссон, вытянуть всего за два года. Конечно, это суперэффективный менеджер», — отозвался об управленце Цыганов.

По итогам прошлого года выручка «АвтоВАЗа» по стандартам РСБУ составила 257 млрд рублей, что на 12% меньше, чем годом ранее. При этом чистая прибыль за этот же срок выросла почти вдвое, достигнув 742 млн рублей.

Почему вернули

Если смотреть на карьерные шаги Николя Мора с формальной стороны, то каждое новое назначение повышает его в управленческой иерархии концерна Renault, но последняя перестановка выбивается из этой логики, говорит автоэксперт Сергей Ифанов.

«После румынской Dacia переход на второй по величине рынок Renault — в Россию — это повышение. Оттуда на пост операционного директора всего региона — это тоже повышение, но возврат на прежнее место — это, грубо говоря, понижение.

Оно свидетельствует о том, что возникли или потенциально возникнут тяжелые условия на рынке, которые требуют вмешательства человека именно с его опытом.

Я думаю, проблема в том, что авторынок очень скоро насытится после дефицита и тогда грянет обвал продаж, видимо, в этом причина. Этого часа «Ч» сейчас все ждут», — полагает Ифанов.

Николя Мор — антикризисный менеджер, соглашается Сергей Цыганов из «Русского Автомобиля», но, по его мнению, опасения французского концерна связаны не столько с потенциальным спадом продаж, сколько с вероятным введением секторальных санкций США против России, которые могут ударить по производству отечественного автогиганта. Собеседник напомнил, что американские санкции напрямую коснулись «Группы ГАЗ» и опосредованно «КамАЗа». Поскольку «АвтоВАЗ» не связан с выпуском продукции двойного назначения, его ограничения пока никак не затрагивали.

«Думаю, что французы просчитывают все варианты.

И, судя по всему, их политическое видение таково, что следует ждать санкций и очень больших проблем с экономикой России. Николя Мор в данном случае выступает как превентивный кризис-менеджер. Он должен успеть подготовить тактику выживания предприятия в санкционных условиях», — убежден Сергей Цыганов.

Независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев соглашается, что французский менеджмент может возвращать Мора из-за потребности оперативного усиления устойчивости компании и из-за его антикризисных способностей. Хотя причиной такого шага может быть недовольство текущей работой Каракатзаниса.

«Либо Каракатзанис не справился с поставленной с задачей, либо его решили заменить на уже проверенного человека. Потому что с того момента как ушел Мор, у менеджмента завода нет предоставления о том, что нужно рынку. Это прямо очевидно», — резюмирует собеседник.

Новости и материалы
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Экс-генерал ВСУ рассказал, что чиновники подставили Зеленского
Экс-звезда «Ранеток» рассказала о депрессивных мыслях после распада группы
В Чечне назвали «мошенниками» правозащитников, которые помогли девушке сбежать от родных
Фьюри оставил послание Усику: я иду за твоим сердцем
Республиканцы хотят заменить спикера палаты представителей Джонсона
В Британии оценили настроения в ВСУ на фоне отсутствия ротации
Жена губернатора вспомнила, как стреляла по мужу из-за перголы для клематисов
Ученые назвали опасные для людей последствия солнечных бурь
Студия Terrabyte Games показала трейлер игры с Дарьей Островской в главной роли
В Хабаровском крае зеленая мартышка покусала троих людей
Военный эксперт рассказал об усилиях ВСУ по сдерживанию ВС РФ в Харьковской области
Все новости