Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крушение Boeing: Китай наживется на трагедии

Китай ускоряет работу по созданию своего магистрального лайнера C919

Китай активизирует работы по проекту собственного узкофюзеляжного самолета C919. В этом году в испытательных полетах будут участвовать уже шесть лайнеров, а первые поставки должны начаться в 2021 году. Удастся ли «чуду» китайского авиапрома обойти Boeing 737, Airbus 320 и отечественный МС-21, разобралась «Газета.Ru».

Китайский магистральный узкофюзеляжный самолет C919 еще не прошел сертификационные испытания, а уже становится одним из самых востребованных лайнеров в своем сегменте.

В феврале Китайская корпорация коммерческих самолетов (COMAC), занимающаяся производством С919, сообщила, что уже получила свыше 800 заказов на новый самолет от 28 отечественных и иностранных покупателей.

Подписанием соглашения с китайской финансовой компанией «Хуажун» на 30 самолетов COMAC довела свой портфель заказов на С919 до 815 штук.

C919 — первая серьезная попытка китайских авиаконструкторов закрепиться в нише узкофюзеляжных самолетов и потеснить дуополию Airbus и Boeing на этом рынке. Руководство страны связывает с этим лайнером надежды уйти от жесткой зависимости от иностранных поставщиков авиатехники.

В долгосрочной перспективе и в случае успешной эксплуатации данных самолетов С919 может стать более дешевой заменой Airbus320 и Boeing 737, которые держат отпускную цену на уровне $70-120 млн по сравнению с $50 млн за китайский лайнер,

отмечает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.

Разработкой и производством С919 COMAC занимается с 2008 года. Первый образец нового лайнера сошел с конвейера на сборочном предприятии в Шанхае в ноябре 2015 года. Первый испытательный полет он совершил в шанхайском международном аэропорту Пудун 5 мая 2017 года, всего на три недели опередив российского конкурента — МС-21. «Детище» отечественной корпорации «Иркут» поднялось в небо 28 мая 2017 года.

С919 и МС-21 часто сравнивают. Работы над обоими самолетами начались почти одновременно — в 2006 году, с той лишь разницей, что у российских конструкторов за плечами богатый опыт и советское наследие по созданию гражданских среднемагистральных лайнеров, в том числе узкофюзеляжных, а для китайских мастеров это во многом первая ласточка.

Китайский производитель неоднократно подчеркивал, что намерен создать самый надежный и безопасный самолет. И при этом дешевый.

Возможно, один из секретов успеха в том, что проект C919 не является собственно китайской разработкой. К нему привлечено несколько западных компаний. Так, часть авионики, включая системы коммуникации, навигации и контроля, поставляют Rockwell Collins из США и ее китайские партнеры. Двигатель LEAP-1C производит CFM International — совместное предприятие американской General Electric и французской Safran. Подобные установки используются также на некоторых самолетах Airbus и Boeing. Вычислительную систему, дисплеи для кабины пилотов и черные ящики поставляют GE Aviation и AVIC Systems, системы энергоснабжения — Hamilton Sundstrand и AVIC Systems.

В перспективе китайцы намерены оснастить самолет собственным двигателем. Так же как и МС-21, C919 будет производиться как с двигательной установкой PW-1400G производства компании Pratt & Whitney, так и с российским ПД-14, который уже прошел сертификацию Росавиации.

Несмотря на меньшую дальность полета на 1,5 тыс. км по сравнению с основными конкурентами Airbus320, Boeing 737 и MC-21, преимущество С919 заключается в максимальной крейсерской скорости — 901 км/ч, а также в меньшем расходе топлива по сравнению с конкурентами, отмечает Анастасия Соснова.

На данный момент С919 существует в количестве трех летных экземпляров: самолет прошел весь цикл наземных испытаний, а также совершил перелеты из Пекина в города Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Хайлар во Внутренней Монголии и Санья на острове Хайнань.

При этом недавно информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на пресс-службу COMAC сообщило, что планируется ускорить проведение летных испытаний самолетов С919. Так, в этом году количество лайнеров, задействованных в испытательных полетах, достигнет шести. COMAC также рассматривает возможность начать их серийное производство. Сами испытательные полеты в сложных погодных условиях будут проходить на нескольких базах страны.

В следующем году самолет должен пройти сертификацию, а первые коммерческие поставки С919 намечены на 2021 год.

Если не будет больших проблем в сертификации, то успеть до конца 2021 года — реально, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, первую поставку и более-менее интенсивные коммерческие продажи новых лайнеров разделит года три.

Учитывая, что предварительные работы над С919 начались еще в 2010 году, а также тот факт, что С919 был впервые представлен публике уже в 2015 году, а в 2017 начались первые летные испытания, Китай вполне может справиться с запуском самолета до 2021 года, соглашается первый вице президент Опоры России Павел Сигал.

Однако, считают эксперты, говорить о конкуренции этого лайнера на глобальном рынке пока преждевременно.

Кроме того,

конкурировать ему придется не только с Airbus320 и Boeing 737, но и с российским аналогом. В начале марта после второй катастрофы Boeing 737 MAX и временного отказа всех эксплуатантов от использования этого лайнера в ряде СМИ появилась информация, что Пекин проявляет интерес к МС-21.

С согласованием сертификационных процедур у МС-21 пока никаких проблем нет, запуск в серийное производство планируется с 2021 года, что идет бок о бок с китайским С919, обращает внимание Сигал.

Проблемы у МС-21 могли возникнуть из-за санкций: ранее из-за запрета американского регулятора производители из Японии и США отказались поставлять в Россию композитные материалы, необходимые для изготовления уникального крыла лайнера.

Однако 22 марта вице-премьер Юрий Борисов оценил потребность российского рынка в МС-21 в 860 единиц и заверил, что уже предприняты необходимые мероприятия для импортозамещения композитов.

«Мы уже убеждены в этом, что перепроектирования конструкции, крыла, не потребуется», — заверил вице-премьер.

Китайский рынок авиаперевозок очень большой и один из самых бурно растущих. По прогнозу Boeing, потребности Китая в гражданских самолетах на ближайшие 20 лет составят 7,24 тысяч новых лайнеров на $1,1 трлн. При этом на долю узкофюзеляжных воздушных судов придется три четверти поставок самолетов в КНР.

Новости и материалы
В России начались длинные праздничные выходные
Минобороны США признало, что у него нет адекватной защиты от гиперзвуковых ракет
В Белоруссии одобрили проект программы Союзного государства «Приоритет»
В Белгороде третий раз на ночь звучит сирена ракетной опасности
Тара Рид пообещала бороться за привлечение Байдена к ответственности за домогательства
Захарова заявила, что западные страны хотят вымарать РФ из числа победителей в ВОВ
Родителям дали советы, как поддержать ребенка перед ЕГЭ
Опасность атаки беспилотников объявлена в Курской области
В Иране режиссера — участника Канн приговорили к восьми годам заключения
Байден пояснил, как Трамп отнесется к поражению на выборах президента США
В России создали онлайн-карту военных памятников, снесенных за рубежом
Российский десант прорвал оборону ВСУ в зоне СВО
США признали, что не смогут отразить масштабную воздушную атаку на Ближнем Востоке
Израиль предупредил США, что пауза в поставках оружия может сорвать переговоры с ХАМАС
В Софии запретили проведение «Бессмертного полка»
Россиянам объяснили, почему нельзя пить кофе перед выступлением
Ким Чен Ын заявил, что Россия должна нанести поражение «кулачному праву империализма»
Президент клуба Первой лиги назвал условие поражения «Зенита» в РПЛ
Все новости