МИД ФРГ констатировал, что отношения с Россией ухудшаются из-за поставленных в Крым турбин немецкой компании Siemens, сообщает Bild. Ранее в компании заявили, что все четыре газовые турбины, которые были поставлены летом 2016 года якобы для проекта в Тамани, были модифицированы и незаконно перемещены в Крым.
«Федеральное правительство предупреждало участников сделки об угрозе нарушения санкций, а также о том, что российские фирмы несколько раз не соблюдали пункты договоров», — цитирует издание источник в немецком МИДе.
Также, по информации издания, российская сторона перед сделкой о поставке турбин проводила переговоры с Зигмаром Габриэлем, занимавшим в то время пост федерального министра экономики. В ходе той беседы представители России пообещали, что турбины не предназначены для Крыма.
Скандал с поставками турбин в Крым, помощь которому строго запрещена в Евросоюзе, начался 5 июля 2017 года, когда агентство Reuters сообщило о доставке Россией в Крым газовых турбин SGT5-2000E, которые будут установлены на электростанции в Севастополе. Сразу после этого представитель немецкой компании Вольфрам Трост заявил, что Siemens самостоятельно не поставляла турбины на находящийся под санкциями полуостров и соблюдает все экспортные запреты.
«Структура госкорпорации «Ростех» — компания «Технопромэкспорт» — закупила четыре комплекта турбин для энергообъектов в Крыму на вторичном рынке. Компания своими силами провела модернизацию данных установок с помощью специализированных российских заводов и инжиниринговых компаний», — ответила на это российская сторона.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также заявил об отсутствии нарушений при выполнении условий сделки.
«В Крыму, действительно, устанавливаются турбины российского производства, собранные из российских компонентов», — сказал представитель главы государства.
В свою очередь, министр энергетики России Александр Новак заявил, что первые блоки теплоэлектростанций (ТЭС) в Крыму по-прежнему планируется запустить в первом квартале 2018 года, несмотря на сложившуюся ситуацию. По словам Новака, власти ожидают, что проект «будет реализован в любом случае», даже если турбины будут отозваны.
Вместе с тем, уже на следующий день руководство Siemens объявило о начале расследования достоверности данных сообщений. Посол Германии в России Рюдигер Фон Фрич же заявил, что данный скандал может ударить по притоку иностранных инвестиций в Россию.
«Есть все основания полагать, что если то, что произошло, является правдой, то Siemens была серьезно обманута, и это было нарушением контракта, серьезным подрывом доверия и очень сильным ударом по инвестициям в Россию», — сказал Фрич.
Он также подчеркнул, что именно российские власти должны расследовать данный вопрос. В ходе расследования в компании Siemens сообщили, что переезд турбин не был согласован с немецкой стороной, и намерены привлечь к ответственности заказчика — российскую инжиниринговую компанию «Технопромэкспорт».
«В течение последних нескольких месяцев наш клиент неоднократно подтверждал нам, что доставка в Крым не последует. Siemens намерен возбудить уголовное дело в отношении ответственных лиц», — сообщили представители немецкого холдинга.
Спустя еще три дня Siemens запустил процедуру разрыва лицензионных соглашений с российскими компаниями в области поставок оборудования для электростанций. Кроме того, концерн собирается приостановить поставку энергетического оборудования российским госкомпаниям.
«Siemens получил достоверную информацию о том, что... все четыре газовые турбины, которые были поставлены летом 2016 года для проекта в Тамани, были модифицированы и незаконно перемещены в Крым... Это грубое нарушение контрактов на поставку Siemens... и правил ЕС», — указывалось в пресс-релизе компании.
Немецкая сторона также отмечала, что продолжит уголовное преследование должностных лиц клиента («Технопромэкспорт»), которые отвечали за перемещение турбин в Крым, а также судебный процесс, призванный предотвратить поставки нового оборудования на полуостров и обеспечить возврат уже поставленного.
Компания также обновила свое предложение об обратном выкупе оборудования для таманской станции и аннулировании контракта. Кроме того, компания подтвердила планы продать долю в российском СП «Интеравтоматика».