В августе на внутрироссийских рейсах было перевезено 6,59 млн человек, что всего на 1,5% выше аналогичного показателя 2015 года, говорится в материалах Росавиации. Ранее внутренние авиаперевозки росли более быстрыми темпами: так, в августе 2015 года они увеличились на 18%. В 2016 году темпы роста замедлились, но все равно были выше августовских показателей: в июне внутренние перевозки выросли на 4,6% по сравнению с тем же месяцем 2015 года, в июле — на 2,6%. Похожий медленный темп был зафиксирован в мае текущего года: но и тогда рост внутренних авиаперевозок год к году составил 1,6%, что все же выше показателя за август.
Темпы роста внутренних авиаперевозок снизились до семилетнего минимума.
Последний раз количество пассажиров на внутренних рейсах сокращалось семь лет назад на фоне мирового финансового кризиса. Последний месяц, когда было отмечено его снижение, — это сентябрь 2009 года (-5,5%, до 2,35 млн человек), а в октябре начался рост, который продолжается до сих пор.
При этом на фоне обесценивания национальной валюты с конца 2013 года и на протяжении всего 2014 года темпы роста количества перевезенных пассажиров на внутрироссийских рейсах не опускались ниже двузначных показателей. Так, самый медленный рост, зафиксированный на внутренних рейсах в 2014 году, составил 10,2% (в ноябре 2014 года). В 2015 году уже наметилось торможение увеличения пассажиропотока на внутренних рейсах: самый низкий темп роста был продемонстрирован в декабре 2015 года (+2,5%).
Стоит отметить, что, несмотря на существенное замедление роста количества пассажиров на внутренних рейсах, август 2016 года в абсолютном выражении стал рекордным: таких объемов перевозок внутри России ранее не фиксировалось.
Причин у замедления темпов роста несколько. Основная — достигнут потолок.
«В августе прошлого года был существенный рост, а в этом году потенциал роста уже исчерпан», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
По его словам, внутренний пассажиропоток уже переориентировался с 2014 года. «Те, кто посчитал, что заграничный отпуск для них дорог, уже определились в своих предпочтениях в 2015 году», — отметил Гусаров.
Он напомнил, что платежеспособность россиян продолжает снижаться, а значит, количество людей, которые могут позволить себе летний отдых, не увеличивается. «То, что мы видим прибавление на внутрироссийских маршрутах, это как раз та часть пассажиров, которая в прошлом году еще пыталась удержаться на международных курортах, а в этом все-таки склонилась в пользу отечественных», — пояснил Гусаров.
По его словам, во многом поддержку росту внутренних авиаперевозок оказало закрытие Турции и Египта, «главным драйвером роста являются наши черноморские курорты».
Даже несмотря на полное закрытие авиасообщения с Египтом и частичное ограничение (на чартеры) в отношении Турции, возврата к двузначным темпам роста внутренних перевозок не произошло.
Как ранее сообщал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля отдохнувших этим летом россиян составила 55% против 59% годом ранее. При этом 45% российского населения вовсе отказались от отпуска.
По данным ВЦИОМа, 46% взявших отпуск решили отдохнуть в 2016 году на даче.
На Черноморском побережье, согласно данным опроса, смогли побывать более 10% россиян, на курортах Краснодарского края — 11%, в Крыму — 4%. За границу отправилось около 7% населения.
В целом по году Гусаров ожидает увидеть спад объемов авиаперевозок.
В 2016 году темпы падения на международных линиях значительно превышают рост спроса на внутренние перелеты.
По данным Росавиации, перевозки пассажиров за январь — август 2016 года на международных и внутренних рейсах сократились на 10,1% год к году, до 10,3 млн человек.
В 2015 году спад перевозок пассажиров на международных рейсах компенсировался резким ростом внутренних авиаперевозок, и в сумме количество пассажиров, перевезенных в 2015 году, продемонстрировало незначительное сокращение — на 1,2%, до 92,07 млн человек. В 2016 году, по всей видимости, компенсировать снижение количества пассажиров на международных рейсах за счет внутрироссийских не удастся.