— «ЛитРес» в прошлом году впервые вышел на прибыль, увеличив аудиторию на 30%. Удалось сохранить динамику?
— В целом да. По итогам первого полугодия мы остаемся прибыльными, рост совокупной выручки по сравнению с первым полугодием 2015 года составил больше 50%. Основным источником роста остается продажа электронных книг конечному пользователю через сайт и мобильные приложения.
— В этом году произошли блокировки различных сайтов, даже уголовное дело против владельца «Литмира» завели. Удалось за счет этого нарастить аудиторию?
— Я бы так прямо не сказал, что все бывшие пираты «испугались и побежали». Мы никогда не воспринимали борьбу с пиратством как единственный или главный источник роста легального рынка электронной книги, хотя закрытия отдельных пиратских сайтов, таких как «Литмир», дали в начале года небольшой всплеск аудитории.
— Какой целевой рост на ближайшие пять лет?
— В России и СНГ есть определенная аудитория читающих людей, и она задает нам ограничения. Мы понимаем, что 100% аудитории вряд ли удастся «пересадить» на электронный формат.
— И сколько людей, на ваш взгляд, можно вовлечь в чтение электронных книг?
— Всего в России периодически читают около 25% населения в возрасте старше 18 лет, это около 30 млн человек, по данным Федерального агентства по печати.
Учитывая, что книги читают также дети и подростки, общее число читающего населения можно оценить в 35 млн человек.
Электронные книги, по нашим данным, сейчас читает около 10 млн человек — легально и нелегально. Эти две цифры не стоит складывать, так как это пересекающееся множество, но суммарно мы предполагаем, что в России около 40 млн читающей публики.
Мы с коллегами-издателями понимаем, что сейчас общая доля аудитории, читающей в электронном виде, вовсе неплохая — 25–30%, это вполне сравнимо с показателями ведущих стран — США, Великобритании. Главное — постепенно легализовать это чтение, а также предложить людям, читающим только бумажную книгу, дополнительный формат ее потребления — в электронном виде или аудио.
— Вы говорите, что на электронный рынок приходится четверть аудитории, а еще в начале лета вы оценивали объем рынка в 3–4%. Эта оценка в силе?
— Денежный объем рынка электронной книги — около 1,7 млрд руб. против приблизительно 60 млрд руб. бумажного книжного рынка — получается около 3–4%. Покупает электронные книги, соответственно, только один миллион из десяти, которые читают на электронных носителях. Этот рынок может расти за счет легализации, и, соответственно, если мы вырастем с одного до пяти миллионов читателей, то рынок вырастет в пять раз, до 8,5 млрд руб.
А второй путь — это увеличение доли людей, читающих в электронном виде, — мы понимаем, что она может расти примерно до 50%. Тогда этот рынок только в России может увеличить емкость до 15–20 млрд руб. в денежном выражении, а есть еще рынок СНГ и зарубежный.
Если смотреть по трафику на наш интернет-ресурс, то 73% пользователей посещают сайт с территории РФ, 15% — СНГ, 5% — США.
Также есть пользователи из Великобритании, Германии, Испании и Израиля.
При этом необязательно замещать электронным вариантом бумажную книгу. Я верю, что читатель может покупать книгу сразу в трех вариантах и читать ее в любом удобном для конкретной ситуации виде: дома — в бумажном, в транспорте, командировке или отпуске — в электронном; на прогулке, за рулем или во время занятий спортом — слушать аудио.
— У вас сезонный бизнес, и в жаркую погоду, например, может снижаться интерес к покупкам книг. Как поддерживаете интерес к покупкам?
— У нас могут быть скачки спроса на 10–15%, но они вызваны не столько погодой, сколько перемещениями людей: условно, если люди в пятницу едут на дачу, то спрос может снизиться на 5–10%, но потом они возвращаются и в воскресенье-понедельник покупают книги впрок на неделю, чтобы было что почитать.
— Какие сейчас жанры самые популярные? Это как-то менялось за последние годы?
— Пять-семь лет назад наша аудитория была достаточно специфическая, даже можно сказать, что в начале это вообще были «гики». Соответственно, и продавались интересные им книги — много фантастики, фэнтези и детективы. Сейчас аудитория расширилась, стала более репрезентативной.
В топ-10 жанров по продажам с начала 2016 года у нас современная русская литература, боевая фантастика, любовные романы, детективы, научная фантастика, попаданцы (один из жанров фантастики), иронические детективы, современная зарубежная литература, триллеры и зарубежные детективы.
— Говорят, что женщины сейчас читают больше мужчин, ваша статистика это подтверждает?
— Да, у нас профиль смещен в сторону женской аудитории, 61% посетителей нашего сайта — это женщины. Непонятно почему. У мужчин тоже есть время на чтение — может, правда, они его больше тратят на игры. Также мужчины предпочитают формат аудио, возможно, больше слушают в машине и спортзале.
— Сколько у вас сейчас аудиокниг?
— Около 7 тысяч позиций, доля в выручке — 15–20%. В конце нулевых — начале десятых годов рынок аудиокниг переживал тяжелые времена, после смещения потребления от дисков в сторону интернета. Но, думаю, формат все-таки довольно перспективен. В конце прошлого года, например, у нас появились аудиокниги Сергея Довлатова, они идеально попали в аудиторию. Или книга Виктора Шендеровича (признан в РФ иностранным агентом) «Изюм из булки». Запись идет один час — по дороге на работу вполне можно послушать. И на ее прослушивание не надо решаться, как, например, на «Историю российского государства» Бориса Акунина (признан в РФ иностранным агентом и внесен в список террористов и экстремистов), которая идет 12 часов.
— У вас еще один есть проект по работе напрямую с начинающими авторами — SelfPub. Когда вы планируете его запустить в полноценном формате?
— Думаю, до конца года он должен заработать в полном варианте. Сейчас прорабатываем возможность выкладывания книг в платный доступ.