Предлагается следующая структура. ЦБ создает управляющую компанию (УК) Фонда консолидации банковского сектора — ФКБС (концепция законопроекта ЦБ с комментариями Минфина, направленная в правительство, имеется в распоряжении «Газеты.Ru»). Руководитель УК назначается председателем ЦБ. Совет директоров УК формируется решением совета директоров ЦБ.
Фонд формируется за счет отчислений, производимых по решению совета директоров ЦБ и из средств ЦБ. Вся прибыль от деятельности УК поступает в ЦБ. В случае утверждения советом директоров ЦБ плана своего участия в мерах по предупреждению банкротства банка функции временной администрации по управлению банком могут быть возложены приказом ЦБ на УК ФКБС.
Для восстановления капитала санируемого банка фонд будет приобретать паи УК, которая из полученных таким образом средств приобретает акции (доли) в уставном капитале банков. Управляющая компания может также приобрести «не менее 75% акций (долей) по символической цене у прежних собственников банка», говорится в материалах Минфина.
Для создания нового санатора предлагается изменить законы «О Центральном банке», «О несостоятельности (банкротстве)» и «О банках и банковской деятельности».
Основной целью поправок является сокращение бюджетных расходов, а также сокращение сроков оздоровления банков, говорится в пояснительной записке Минфина.
По подсчетам министерства, прямое участие ЦБ в санации позволит снизить издержки на финансовое оздоровление банков на 30%.
Главное, что выделяет Минфин, новый механизм позволит изыскивать дополнительные возможности экономии средств государственной поддержки. Ведомство ссылается на результаты оценки в 2014 году международной организации «Совет по финансовой стабильности» (Financial Stability Board). В выводах группы оценки особое внимание уделено тому, что в России финансовое оздоровление крупных банков напрямую зависит от государственных средств, предоставляемых в форме депозитов (кредитов) ЦБ АСВ, которые предоставляются инвестору по нерыночной субсидируемой ставке.
В июне на XXIV Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге Эльвира Набиуллина объясняла необходимость создания ФКБС невозможностью «консолидировать санируемые банки, так как их санируют разные победители конкурсов». Также, по ее словам, «недостаточное число санаторов с запасом финансовой прочности» приводит к увеличению долговой нагрузки на АСВ и к длительности возврата кредитных средств.
Сейчас процессом оздоровления банков занимается только АСВ, которое разрабатывает и согласовывает комплекс мер по спасению кредитной организации. В зависимости от результатов внешней проверки банка принимается решение о его санации или же запуске процедуры банкротства. В обоих случаях санатора или управляющего назначает Центробанк. Также агентство производит выплаты по страховке вкладчиков — физических лиц размером до 1,4 млн руб., разместивших депозиты в ликвидируемой кредитной организации.
Размер расходов на финансовую помощь и выплату страховки вкладчикам и является проблемой для Минфина и ЦБ.
По подсчетам Минфина, на 1 июля величина общей задолженности АСВ перед Центробанком достигла 1,068 трлн руб. При этом удалось вернуть только 315,9 млрд руб.
«Ранее начатое финансовое оздоровление банков при участии АСВ продолжится», — говорится в материалах ЦБ и Минфина. Как разделить новые проблемные банки между двумя структурами, в предложениях не указано.
Новый Фонд консолидации банковского сектора и управляющая фондом УК, по сути, получат почти все функции, которые сейчас есть у АСВ: фонд ЦБ сможет приобретать акции проблемного банка, предоставлять санируемому банку субординированные кредиты, а также предоставлять своей управляющей компании кредит для финансирования обязательств банка.
В случае принятия поправок Банк России сможет самостоятельно выделять деньги на санацию и оздоровление банков, исключив механизм кредитования агентства.
При этом АСВ оставят функцию по страхованию вкладов, а также позволят завершить ранее начатое финансовое оздоровление банков.
По словам замминистра экономического развития Николая Подгузова, «необходимо обсуждать детали и концепции законопроекта и самого закона, чтобы понимать, как данное предложение будет встраиваться в уже действующую систему санации банков, значительный опыт которой аккумулирован Агентством по страхованию вкладов».