Поддержать кино за счет пиратов
Разработка нового пакета поправок — инициатива Минкультуры, сообщили в пресс-службе министерства, перехватившего знамя борьбы за авторские права у Минкомсвязи, которая разрабатывала предыдущий пакет мер.
Правда, по информации «Газеты.Ru», разработку этих норм министерствам предложил первый вице-премьер Игорь Шувалов в июне по итогам совещания с представителями отрасли кино.
«У Шувалова была встреча 15 июня, она касалась дополнительного сбора с кинотеатров, онлайн-кинотеатров и телеканалов для поддержки российского кино. Но быстро стало ясно, что внутренних резервов у отрасли нет и что деньги на кино надо зарабатывать в прокате и на реализации прав, для чего, в свою очередь, необходимо побороть нелегальную дистрибуцию фильмов и сериалов, то есть пиратство», — пояснил источник в одном из отраслевых объединений.
Представитель секретариата Шувалова подтвердила «Газете.Ru» факт проведения совещания, но от комментариев по сути вопроса отказалась.
Новые антипиратские поправки к законодательству могут вступить в силу уже в январе 2017 года, следует из уведомления Минкультуры на regulation.gov.ru. Текст документа еще не опубликован, в министерстве «Газете.Ru» пояснили, что пока продолжается сбор предложений и информации о проблемах правообладателей.
Правообладатели из разных сфер собирали предложения для Минкультуры и других министерств совместно, рассказал гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Текст документа в июле разослали в четыре министерства — Минэкономразвития, Минкультуры, Минкомсвязь и Минюст. «Мы планируем довести совместную работу до конца, то есть до принятия нового большого пакета антипиратских поправок», — рассчитывает он.
Помимо ассоциации «Интернет-видео» поправки разрабатывали Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Гильдия продюсеров, Ассоциация по защите авторских прав в интернете, Национальная федерация музыкальной индустрии, Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов.
Аноним — значит нарушитель
Само Министерство культуры основными проблемами считает нечеткость существующего внесудебного порядка прекращения нарушений, а также наличие анонимных сайтов, владельцы которых себя не идентифицируют, отметили в пресс-службе. О проблеме анонимов пишут и правообладатели в своих предложениях.
Опыт применения антипиратского законодательства показал, что большинство заявлений о блокировке и исков подается к сайтам, владельцев которых невозможно установить, хотя закон и предписывает им идентифицировать себя.
Правообладатели считают очевидным, что анонимы стремятся избежать ответственности за нарушение авторских прав, «что презюмирует недобросовестность их поведения».
Поэтому в отношении анонимных сайтов предлагается предусмотреть упрощенную процедуру постоянной блокировки, которая не требовала бы больших расходов от правообладателей и занимала бы меньше шести — восьми месяцев, необходимых на прохождение стандартных судебных разбирательств.
Однако такое предложение не соответствует добропорядочности участников правоотношений и противоречит презумпции невиновности, считает адвокат Владимир Постанюк. Сама по себе анонимность по действующему законодательству не является признаком преступления и не может служить основанием для «репрессивных мер» по отношению к сайтам, считает юрист.
Это положение противоречит конституционной норме о презумпции невиновности, соглашается Екатерина Ильина, старший юрист адвокатского бюро А2. «Применение ответственности к лицу, не совершившему правонарушения и чьи намерения совершить его не доказаны, противоречит основополагающим нормам российского и международного права», — говорит она.
Такое предложение вполне разумно, спорит Вячеслав Лосев, управляющий партнер юридической компании «Лосев и партнеры». Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» возлагает на владельцев сайтов обязанность размещать на принадлежащих им сайтах информацию о себе, включая наименование, место нахождения и адрес, адрес электронной почты для переписки, напоминает он. «Если на сайте, на котором размещены объекты авторских или смежных прав, отсутствуют контактные данные владельца, это уже нарушение закона, и оно может толковаться как косвенное свидетельство неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности», — считает юрист. Однако воплощать эту идею в жизнь нужно очень аккуратно, чтобы не лишить владельцев сайтов права на защиту, добавляет он.
Отсутствие информации о владельце сайта, размещающем контент, нарушает не только принцип добросовестности, но и закон об информации, считает Максим Рябыко из АЗАПИ. «Налицо злоупотребление правом приватности со стороны владельца сайта, лишающее правообладателя права предъявлять юридические претензии к владельцу сайта. Блокирование анонимных сайтов — адекватная мера, противодействующая злоупотреблению приватностью», — уверен правозащитник.
Соцсеть — не посредник
Еще два предложения касаются повышения ответственности поисковиков и соцсетей за ту роль, которую они играют в предоставлении пользователям доступа к нелегальному контенту. Незаконность выдачи поисковых ссылок на сайты, заблокированные за пиратство, уже несколько месяцев пытается доказать АЗАПИ — в ходе переговоров с «Яндексом». Поисковая система Google блокирует такие ссылки по запросу правообладателей, рассказывал ранее «Газете.Ru» глава АЗАПИ Максим Рябыко, но российский поисковик поступает иначе.
Теперь представители интересов авторов и издательств хотят доказать в суде, что поисковая выдача такая же информация, как и торрент-файл. Для начала АЗАПИ планирует подать в суд иск к «Яндексу» с требованием блокировать ссылку на сайт Rutracker по запросу нового романа Виктора Пелевина «Смотритель» (вышел в 2015 году). К иску правозащитники приложат решение Мосгорсуда, в котором на Rutracker запрещено размещать эту книгу.
В антипиратском пакете правообладателей содержится предложение обязать операторов поисковых систем удалять ссылки на пиратские сайты, а также обеспечивать приоритетное представление ссылок на сайты с легальным контентом. Кроме того, предлагается разработать условия привлечения к ответственности операторов поисковиков за нарушения интеллектуальных прав.
Соцсети, такие как «ВКонтакте» и «Одноклассники», и другие сайты, позволяющие пользователям загружать контент, тоже должны следить за соблюдением авторских прав, считают правообладатели. По сложившейся практике суды зачастую признают их информационными посредниками, в соответствии с размытыми положениями Гражданского кодекса в этой части, но это не соответствует их реальной роли в нарушении прав, поэтому законодательство нуждается в изменениях, пишут авторы поправок.
Третьим субъектом, который сегодня не несет ответственности, а должен, авторы предложений считают операторов локальных сетей связи. Российский рынок доступа в интернет развивается в условиях серьезной конкуренции, и некоторые операторы в стремлении привлечь абонентов предлагают им доступ к файловым хранилищам с нелицензионным контентом и программным обеспечением. За организацию и поддержку таких ресурсов они должны нести административную ответственность, говорится в документе.
Серьезной проблемой названы также пиратские мобильные приложения и иные программные продукты, позволяющие монетизировать пиратский контент с помощью рекламы и платы за подписку. Такое программное обеспечение предлагается считать вредоносным, а также предлагается принять ряд законодательных мер, позволяющих его блокировку.
Отрезать доходы по британскому образцу
В качестве одного из самых эффективных инструментов правообладатели предлагают запрет на размещение рекламы на сайте, заблокированном по решению суда, с установлением ответственности для рекламодателя. Сегодня сайты, признанные пиратскими и заблокированные навечно по решению суда, продолжают привлекать пользователей, использующих инструменты обхода блокировки, и зарабатывать на рекламе.
Реклама — экономическая основа существования нелегальных ресурсов, главный источник их доходов. Поэтому в некоторых странах уже реализована система отрезания пиратов от этого источника. Например, в Британии для этого в 2014 году создан специальный список сайтов-нарушителей Infringing Website List (IWL). Его ведет специальный отдел полиции по интеллектуальной собственности, для того чтобы на него ориентировались организации, размещающие рекламу.
Еще одно предложение, которое поможет разлучить пиратов с их доходами, — запрет на проведение платежей в пользу физических или юридических лиц, связанных с распространением нелицензионного контента. Похожие нормы сегодня разрабатывает Еврокомиссия для всех стран — участников ЕС, отмечают российские правообладатели. Эти нормы будут препятствовать получению пиратами любых доходов — как от рекламы, так и других платежей.
Эти нормы, по замыслу авторов предложений, должны коснуться проведения платежей всеми современными методами: SMS, пластиковыми картами (Visa, MasterCard), через платежные системы (PayPal, «Яндекс.Деньги» и другие).
«Мы не можем прокомментировать конкретный документ, так как не видели его. Однако хотим отметить, что правила MasterCard предусматривают и мониторинг подобных незаконных действий, и борьбу с нарушениями, в том числе авторских прав, и, на наш взгляд, дополнительное законодательное регулирование здесь не требуется», — сообщили в пресс-службе платежной системы. «Яндекс» и пресс-служба российского офиса Visa запросы «Газеты.Ru» оставили без ответа.
В пресс-службе Банка России на момент выхода заметки не предоставили комментарий о позиции регулятора.
Говорить о конкретных изменениях, которые могут найти отражение в новом антипиратском законопроекте, а также о сроках его подготовки «на данном этапе преждевременно», отмечают в Минкультуры. «Жестких сроков нет, но все заинтересованы подготовить законопроект как можно быстрее», — говорит Алексей Бырдин из ассоциации «Интернет-видео».