В период с 26 июля по 1 августа 2016 года снижение потребительских цен составило 0,1%. С начала года они выросли на 4%. Об этом сообщает Росстат.
Недельная дефляция в РФ наблюдается впервые с сентября 2011 года (последний раз цены за неделю снизились с 6 по 12 сентября 2011 года).
Текущая дефляция в основном была обеспечена удешевлением плодоовощной продукции, цены на которую снизились в среднем на 3%. Свежие помидоры и огурцы подешевели на 8,5 и 7,4% соответственно, белокочанная капуста — на 4,4%, картофель — на 3,9%, морковь — на 3,2%. Цены на баранину, сосиски, сардельки, рыбу, муку и пшено также стали ниже, правда на скромные 0,1%.
При этом сахарный песок подорожал на 1%, гречневая крупа — на 0,6%, сливочное масло — на 0,3%, куры и сметана — на 0,2%. Цены на автомобильный бензин увеличились на 0,1%, на дизельное топливо снизились на 0,1%.
«Дефляция в августе скорее обычное явление, нежели внезапное. В рационе россиян очень много плодоовощной продукции, цены на которую традиционно снижаются в конце лета из-за обилия товаров на рынке», — объясняет директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.
30 июня глава Центробанка Эльвира Набиуллина предупреждала, что в России возможна недельная дефляция в конце августа или в сентябре. «Дефляция возможна, безусловно. Хотя в этом году снижение продовольственных цен происходило раньше, чем в обычные годы, и некоторая сезонность может быть сдвинута. Тем не менее дефляция в ранние осенние месяцы или в конце августа возможна», — говорила она.
25 июля замминистра финансов Максим Орешкин допускал, что в августе в России может наблюдаться небольшая дефляция. При этом он говорил, что по итогам августа может также наблюдаться дефляция: «<…> и за месяц может. Небольшая». В августе, по прогнозу Минэкономразвития, может быть зафиксирована дефляция, но точный прогноз на месяц министерство сделает после выхода месячной статистики за июль, пишет в среду «Интерфакс».
«Урожайный сезон может влиять на стоимость тех или иных продуктов еще какое-то время. Но после его окончания инфляция вернется к нормальным показателям», — считает старший научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС Вадим Новиков.
По мнению Орешкина, по итогам года потребительские цены могут вырасти на 5,5–6%. Несмотря на явно понижательный тренд, на последнем заседании 29 июля ЦБ объявил, что «сохраняются риски того, что инфляция не достигнет целевого уровня 4% в 2017 году». В частности, регулятор обнаружил, что перестала снижаться базовая инфляция, а также сезонно сглаженные показатели месячных темпов прироста потребительских цен и инфляционные ожидания.
«Экономика нашей страны по-прежнему находится в неопределенном состоянии. Центробанк России оценивает все риски, поэтому понимает, что эта дефляция временная. Осенью инфляция ускорится, а рубль продолжит ослабевать, в связи с этим стабилизации экономики в нашей стране не предвидится в ближайшее время», — резюмирует Николаев.