С июля в России вступают в силу новые правила торговли алкоголем. Для продажи соответствующих напитков все розничные точки должны будут обзавестись ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системой, которая отслеживает статистическую информацию по производству и продаже спирта и алкоголя.
В цепочке от производителя до покупателя для алкогольных напитков эта мера будет последней — до настоящего момента российские контролирующие органы с помощью ЕГАИС уже учитывали показатели деятельности спиртовых заводов, перевозчиков спирта, производителей конечной продукции и ее дистрибьюторов. При помощи специального оборудования и программного обеспечения считается объем произведенного спирта и то, сколько из него поступает на завод, идет учет бутылок. Если на каком-то этапе произошло серьезное расхождение в цифрах — бизнес ждут штрафы.
Теперь отслеживание будет производиться и в магазинах. С начала этого года розничный сектор должен был отмечать в ЕГАИС объем поступившей продукции, а с 1 июля будет считаться еще и проданный товар.
На каждой бутылке вместе с акцизной маркой печатается штрихкод, а на чеке к напитку добавится QR-код, подтверждающий подлинность товара, а также учет в системе.
Контроль не без труда и греха
Задача системы — вывести с рынка нелегальную продукцию, сделать так, чтобы между произведенным и проданным была минимальная разница, а потребитель не мог приобрести в рознице несертифицированный алкоголь.
Первый показатель, по данным Росалкогольрегулирования (РАР), снижается. Если в 2014 году разница между объемами произведенной и поступившей на рынок водки составила 22%, то в 2015 году — уже 7,2%. С 1 июля, когда бизнесу придется фиксировать каждую проданную бутылку, эта разница исчезнет, то есть в рознице весь нелегальный алкоголь будет замещен легальным, верят чиновники. Это, в свою очередь, обезопасит население, которое в магазинах не столкнется с контрафактом, а также поможет бюджету вернуть выпадающие доходы.
Сумма начисленных налогов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за первые пять месяцев 2016 года уже выросла на 49%, до 161,2 млрд руб. Только по крепкому алкоголю рост сбора акцизов составил 37,8%. Статистический рост производства продукции также во многом связан не с повышением спроса, а с ЕГАИС.
По словам главы РАР Игоря Чуяна, учет продаж алкогольных напитков в рознице добавит бюджету минимум 30 млрд руб., цитирует его «Интерфакс». По оценкам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, дополнительные сборы акцизов могут составить около 30–40 млрд руб.
Впрочем, новые меры будут определенно сопряжены с трудностями для всего торгового сектора. Прежде всего это связано с объемом нелегальной продукции.
В январе — мае 2016 года РАР успело проверить подлинность 646,8 тыс. декалитров (дал, один декалитр — десять литров) этилового спирта и алкогольной продукции.
Из них почти 42%, 269,8 тыс. дал, оказались нелегальными. По водке этот показатель превысил 35%.
Не менее важный пункт — стабильность ЕГАИС, к которой есть вопросы. Системе предстоит проверка на прочность — высокие нагрузки, когда в один день все участники рынка будут присылать данные о продажах.
За время работы ЕГАИС уже были случаи, когда из-за сбоя вставала работа всего алкогольного рынка, например в начале 2016 года. Тогда из-за неоперативной работы системы крупному российскому ритейлеру пришлось в ручном режиме с дополнительными проверками производить учет 80% алкоголя, на что уходило до суток.
Помимо этого дополнительное время потребуется на адаптацию к работе с ЕГАИС среди тех, кто к этому еще не приспособился. Как полагает Дробиз, в целом коллапса системы не будет, хотя на «устаканивание» системы может потребоваться до трех месяцев. Сейчас, согласно подсчетам РАР, к ЕГАИС подключилось 95% лицензированных розничных организаций, на которые приходится 99% общего объема продаж алкогольной продукции, однако подключиться, обращает внимание эксперт, — это самое простое, нужно еще наладить работу.