Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Газпром» объяснил, почему Украина не нужна

В случае продления украинского транзита затраты «Газпрома» вырастут на $25–43 млрд

«Газпром» с цифрами в руках доказывает несостоятельность украинского маршрута для поставок российского газа в Европу. «Северный поток – 2» получается и короче, и выгоднее, а продолжение сотрудничества с Украиной, на котором настаивает ЕС, обойдется «Газпрому» дополнительно в несколько десятков миллиардов долларов. Впрочем, эксперты указывают на то, что «Газпром» не до конца откровенен.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что сохранение поставок газа через украинскую территорию приведет к затратам в размере десятков миллиардов долларов.

«Мы слышим, что надо оставить транзит через Украину 30 млрд кубометров, для «Газпрома» транзит через Украину — это дополнительные затраты в $25–43 млрд, — сообщил Миллер. — Необходимо понять, кто их будет компенсировать».

Сохранение транзита через Украину стало одним из требований, которые с подачи Еврокомиссии выставила Германия к проекту газопровода «Северный поток – 2» (труба мощностью 55 млрд кубометров, которая должна быть проложена через Балтийское море до побережья Германии параллельно уже действующему «Северному потоку – 1» аналогичной мощности). Помимо «Газпрома», владеющего контрольным пакетом проекта, в нем участвуют германские BASF и E.ON (через свои структуры Wintershall и Uniper), австрийская OMV, французская Engie и британо-нидерландская Shell.

К проекту возникли претензии у Украины и ряда стран Европы (в первую очередь Словакии и Польши). В основном протесты сводятся к опасениям по поводу угрозы энергобезопасности Евросоюза и возможных нарушений антимонопольного законодательства ЕС. (Здесь речь идет о Третьем энергопакете, из-за которого Россия в конце 2014 года отказалась от газопровода «Южный поток». Нормы ТЭП, в частности, запрещают одной и той же компании заниматься поставками газа и его транспортировкой.)

Кроме того, противники второго «Северного потока» неоднократно называли проект политическим, а не коммерческим.

В результате Еврокомиссия предложила Германии сформировать ряд условий, при которых СП-2 был бы одобрен. На прошлой неделе германский министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль заявил, что для поддержки проекта необходимо, чтобы он удовлетворял европейскому законодательству, не ограничивал поставки газа в Восточную Европу и не угрожал транзиту российского газа через Украину. Кстати, ранее Арсений Яценюк, занимавший пост премьер-министра Украины, говорил, что ввод в строй «Северного потока – 2» лишит страну примерно $2 млрд транзитных доходов в год. Также потерей прибылей от транзита возмущалась Словакия — в цепочке транзитеров российского газа она идет следом за Украиной.

Однако Миллер указывает на преимущества (в первую очередь финансовые) именно «Северного потока – 2», поставки по которому в общей сложности на 20% дешевле, чем через Украину.

Во-первых, по словам главы «Газпрома», именно Балтика является самым коротким экспортным маршрутом в Северо-Западную Европу. Маршрут с Ямала (а именно туда, по словам Миллера, смещается ресурсная база «Газпрома») на 1885 км короче, чем через газотранспортную систему Украины. Основная часть «экономии» маршрута приходится на российскую территорию — 1010 км.

Кроме того, на балтийском направлении самая высокая эффективность транспортных расходов. Стоимость доставки газа до Германии по маршруту с Ямала через «Северный поток – 2» в 1,6–2 раза ниже, чем через украинскую ГТС.

Также в релизе «Газпрома», опубликованном в четверг, указывается, что новые технологии, применяемые при прокладке северного коридора, снижают расход газа на собственные нужды транспорта в шесть раз по сравнению с ГТС с давлением 5,5 мегапаскалей и в три раза, когда речь идет о ГТС с давлением 7,5 мегапаскалей (как раз такое рабочее давление у украинской газотранспортной сети, за исключением летнего периода, когда снижаются объемы поставок и, соответственно, давление в трубах).

В итоге накопленная экономическая эффективность СП-2 за 25 лет для «Газпрома», по словам Миллера, будет в 2–2,7 раза выше, чем при использовании украинской ГТС, что соответствует $45–78 млрд.

По словам экспертов, недвусмысленные заявления «Газпрома» по поводу газотранспортной системы Украины связаны с действиями Киева, который в начале года в три раза поднял ставку транзита, причем в одностороннем порядке, и требует выплатить недополученные средства за предыдущие годы транзитных поставок. «Газпром» новые требования проигнорировал и продолжил платить по изначальному тарифу. Помимо заниженного, по мнению украинской стороны, тарифа Киев недоволен невыполнением со стороны России обязательств по объемам прокачки. Общая сумма «транзитных» претензий составляет почти $10 млрд, спор на данный момент рассматривается в Стокгольмском арбитраже.

«Газпром» создает фон, чтобы показать дискриминационность действий Украины по отношению к нему», — комментирует украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что попытка Украины повысить транзитный тариф как раз играет на руку «Газпрому», давая российской монополии дополнительные аргументы в пользу «Северного потока – 2».

Однако в некоторых моментах «Газпром» явно не до конца откровенен.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин указывает, что, говоря о финансовых преимуществах поставок газа по СП-2 в сравнении с украинской ГТС, Миллер формально прав. Однако лишь в том случае, когда речь идет о доставке до границы Германии. В то время как реально «Газпром» поставляет газ не просто до границы ЕС — точка приема поставок находится на конкретных газоизмерительных станциях.

«И если говорить о доставке газа через СП-2 на австрийский хаб Баумгартен или в Вайдхауз (граница Чехии и Германии), она окажется значительно дороже, чем через Украину», — говорит Корчемкин.

В качестве примера эксперт приводит существующие поставки по СП-1. Дело в том, что при транзите через украинскую территорию до того же Баумгартена газ проходит только через Украину и Словакию. В то время как при транспортировке по северному коридору в маршрут включается не только Балтийское море, но и Германия (для СП-1 это, в частности, газопровод Opal), Чехия и опять же Словакия.

Впрочем, не исключено, что «Газпром» готов торговаться и может вернуться к вопросу продления транзитного договора с Украиной (срок действующего истекает к началу 2020 года). Во всяком случае, Миллер уже задал вопрос: кто будет компенсировать затраты «Газпрома» в случае поставок через украинскую территорию?

Кстати, в среду Алексей Миллер говорил о том, что с 1 января по 15 июня текущего года поставки газа в Европу выросли по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом на 15%, или на 10,2 млрд кубометров. Михаил Корчемкин обращает внимание, что 8,5 млрд кубометров из этих объемов пришлись на поставки именно через Украину. В мае украинский транзит вырос на 21% (по сравнению с маем 2015 года), за первые две недели июня — на 19%, тогда как поставки по «Северному потоку – 1» и газопроводу Ямал – Европа снизились на 2 и 3% соответственно. По мнению Корчемкина, это связано с тем, что у «Газпрома» не хватает денег на поставки по обходным маршрутам.

«Нафтогаз» в четверг на запрос о комментарии не ответил, но в пятницу опубликовал релиз, в котором заявил, что поставки газа через украинскую территорию будут в три-четыре раза дешевле, чем по «Северному потоку – 2».

При этом украинская компания прямо заявляет, что рост транзитных тарифов в 2016–2019 годах вызван именно намерением «Газпрома» прекратить поставки через Украину. А в случае бронирования российской компанией с 2020 года транзитных мощностей на 70–110 млрд кубометров тариф будет значительно выгоднее, чем транспортировка по СП-2.

Новости и материалы
Россияне стали проводить в очередях в два раза меньше времени
Названы имена членов экипажа российского самолета, загоревшегося в Анталье
Взрывы произошли в подконтрольном Киеву Херсоне и городе Запорожье
Украина показала обломки ракеты «Орешник» иностранным журналистам
В России могут возбудить уголовное дело из-за возгорания самолета в Анталье
Минтранс Турции назвал точное число пассажиров на борту загоревшегося самолета РФ
Более 20 самолетов сели в других аэропортах после пожара на борту лайнера РФ в Анталье
Обращение Путина назвали сигналом Западу
В Курской области объявили опасность атаки беспилотников
В Орловской области отменили ракетную опасность
Ракетная опасность объявлена в двух районах Брянской области
Пассажирам сгоревшего SSJ рекомендуют держать связь с туроператорами
В Киеве слышны взрывы
Состояние пассажиров и экипажа загоревшегося в аэропорту Антальи самолета уточняется
В ДНР сообщили о пяти атаках ВСУ за сутки
Предварительной причиной пожара самолета в Анталье является ошибка пилотирования
Российский авиаперевозчик назвал причину грубой посадки в аэропорту Антальи
Российские дипломаты выехали на место возгорания российского самолета в Турции
Все новости