Тоннель под Сен-Готардским горным массивом в Швейцарских Альпах уже построен, и 1 июня по нему пойдут первые поезда.
Тоннель собрал целый букет рекордных показателей. Его длина – 57 км, и это означает, что на данный момент он самый протяженный в мире. Но это не вся правда. Эти 57 км можно умножить на два, поскольку швейцарцы, по сути, прокопали в горе два параллельных тоннеля.
Если учесть служебные и пешеходные ходы, то общая длина тоннеля составит 151,8 км.
Швейцарский тоннель вытеснил с первого места японский Сэйкан, который соединяет острова Хоккайдо и Хонсю, протяженностью 53,9 км. Евротоннель под Ла-Маншем — 49,9 км.
Длинная нора и глубокая
Еще один рекордный показатель – глубина тоннеля. В некоторых местах от поверхности горы его отделяют 2300 м. И он проходит под горными реками и даже гидростанциями. Готардский тоннель называют базисным, потому что в своей трассировке он не повторяет очертаний гор, но проходит параллельно «базису», по подошве Сен-Готардского горного массива, то есть по широкой дуге. Это позволяет эксплуатировать тоннель в скоростном режиме, что невозможно сейчас, поскольку поезда вынуждены подниматься на перевал высотой более 1150 м.
Пассажирские поезда смогут развивать в этой гигантской норе (диаметром 8,2 м) такую же скорость, как и на поверхности, – до 250 км/ч, а грузовые – 160 км/ч.
Регулярные перевозки по тоннелю начнутся в декабре 2016-го. Но уже сейчас проект называют морально устаревшим и критикуют за медлительность и предлагают разобрать рельсы. А использовать тоннель для еще более высокоскоростного поезда — Hyperloop, который перемещается в вакуумной трубе. Проект, идейным вдохновителем которого стал глава Tesla Motors Илон Маск, прошел первые испытания в США в мае. Его создатели уверяют, что через пять лет Hyperloop покроет 600 км пути от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско всего за полчаса.
Впрочем, эта возможность еще не подтверждена, а Готард – это реальность. Время поездки собственно по тоннелю составит всего 20 минут.
В следующем году, когда в регионе Ченери будет завершено строительство второй очереди тоннеля, из Цюриха в Милан можно будет добраться за рекордные 2 часа 40 мин.
Фавр умер, да здравствует Фавр
Пропускная способность тоннеля заложена на уровне 250–300 поездов в день. Это означает удвоение трафика. При этом жесткий график прибытия/отбытия поездов швейцарцы обещают сохранить, поскольку точность относится к фундаментальным швейцарским добродетелям. Соблюдение расписания обеспечивают Швейцарские железные дороги (Schweizerische Bundesbahnen — SBB) и компания Trasse, координатор прав пользования инфраструктурой. Сейчас пассажиры имеют возможность в 98 случаях из 100 вовремя успеть на заранее спланированную пересадку не только на другой поезд, но и на иной вид транспорта (автобус, трамвай).
«В Швейцарии расписание движения планируется с точностью до секунды. Мы учитываем даже те 12 секунд, которые уходят у машиниста на то, чтобы среагировать на зеленый сигнал семафора», — цитирует портал Swissinfo.ch менеджера Trasse Даниэль Хальтнер.
Рекордной оказалась и смета строительства – $10 млрд. При этом даже швейцарцам не удалось избежать роста расходов.
Трансальпийская проходка велась 17 лет. Стоит уточнить, что строительство тоннелей сквозь горный массив Сен-Готард ведется с 1872 года. Пионером строительства тоннеля в Сен-Готарде был инженер-самоучка Луи Фавр. Он пообещал закончить прокладку за восемь лет. За каждый день просрочки по контракту он должен был платить 5000 тыс. франков штрафа из собственного кармана, за каждый день, пройденный с опережением графика, получал премию в таком же объеме.
Фавр надеялся завершить работы на два года раньше, но из-за частых обвалов, подземных озер, гранитных участков горной породы сроки были нарушены. Стройка стала местом гибели множества рабочих, и сам Фавр умер в тоннеле от сердечной недостаточности. Он переживал, боялся, что ошибся в тригонометрических расчетах и проходчики с южной и северной сторон не встретятся. Страхи оказались напрасными, штольни не сошлись на каких-то 33 см. Сейчас швейцарцы строят быстрее и еще точнее. Но партнеры проекта преследуют наследников Фавра в суде за невыполнение условий контракта.
Ветка с севера на юг Европы
Тоннель является частью строящегося транспортного проекта «Новая трансальпийская железнодорожная ветка» (Neue Eisenbahn-Alpentransversale — NEAT). Создание сети железных дорог в свою очередь вписывается в так называемую Альпийскую инициативу. Документ был принят более 20 лет назад.
Смысл инициативы — переключить перевозки людей и грузов с автомобильного транспорта преимущественно на железнодорожный.
Немного странное решение, учитывая гористую местность Швейцарии с многочисленными реками и озерами. Но швейцарцы руководствуются в данном случае не экономической целесообразностью.
Сейчас через перевал Сен-Готард, расположенный в сердце Европы, проезжают миллионы фур. Они ускоряют эрозию горных пород, способствуют разрушению Альпийского хребта, наносят ущерб уникальной флоре и фауне.
Если до 1990 года большая часть инфраструктурных инвестиций со стороны государства поступала в пользу строителей асфальтовых дорог, то в последние годы основными получателями федеральных средств стали железные дороги. Ежегодно миллиарды швейцарских франков идут на укладку рельс и рытье тоннелей. Пересмотр Швейцарией своей транспортной политики подтолкнул к похожим мерам всю Европу. В «Белой книге – 2011» Европейская комиссия задекларировала цель в период до 2030 года перевести на рельсы 30% грузов, подлежащих перевозке на расстояние больше чем 300 км.
Правительство провело четыре референдума на тему целесообразности строительства разветвленной сети железных дорог и, заручившись поддержкой большинства (19 кантонов из 26), приступило к реализации замысла. Швейцарский федеральный закон о поэтапном переводе грузовых трансальпийских потоков с асфальта на рельсы предусматривает, в частности, что после 2017 года через Швейцарию в год должно будет осуществляться не более 650 тыс. грузовых транзитных автомобильных рейсов. Но этот показатель находится на уровне 1,2 млн рейсов.
Провал «Альпийской инициативы» очевиден. Автомобильные перевозки в последние несколько лет не только не сократились, но даже растут: с 20% (4,3 млн тонн) в 1990-м до 37% (14 млн тонн) в 2014 году.
Отчасти это связано с тем, что швейцарский бизнес неохотно делится куском своего пирога с перевозчиками из других стран. Есть и объективная причина: железная дорога не может предложить экономике гибкость, которую обеспечивают автодороги. Наконец, осуществлять по рельсам поставки на расстояние менее чем 400–500 км не очень-то выгодно, признали швейцарские эксперты. Двадцать лет назад, когда принималась «Альпийская инициатива», это было не очевидно.
Часы, дороги, пунктуальность
Но со всей очевидностью Сен-Готардский горный массив, как никакой другой регион Швейцарии, является символом швейцарской идентичности. И новый скоростной тоннель, проложенный, кстати, рядом с действующей автотрассой, лишь усиливает эти позиции. Через перевал Сен-Готард проходит путь, на котором зародилась швейцарская государственность. Здесь соприкасаются культуры двух европейских наций, Германии и Италии, в этом месте сходятся север и юг Европы.
«В строительстве этого тоннеля отразились многие швейцарские добродетели: открытость миру, стремление наводить мосты между странами и народами, инновационность, особенное умение работать с высочайшей точностью, пунктуальность, организационные таланты», — прокомментировала «Газете.Ru» пресс-атташе посольства Швейцарии в России Валентина Ануфриева.
Сен-Готард связан и с историей России. В этих местах в 1799 году полководец Александр Суворов совершил переход через Альпы и дал бой в районе Чертова моста (поблизости от подземной трассы). Тогда русская армия пыталась в коалиции с австрийской армией вытеснить французов из Швейцарии.