Китай присоединился к новым санкциям против Северной Кореи. Министерство коммерции КНР опубликовало список товаров, торговля которыми с КНДР будет запрещена. Меры были приняты во исполнение принятой в марте резолюции Совета Безопасности ООН по расширению санкций против КНДР. Санкции связаны с северокорейскими ядерной и ракетной программами, которые вызывают беспокойство у стран-соседей. В этом году Пхеньян произвел несколько ядерных испытаний и запуск ракеты дальнего действия.
Эмбарго коснулось импорта из Северной Кореи железной руды, чугуна, золота, ванадия и титана, применяемых в производстве легированной стали, а также редкоземельных металлов. Также ограничения коснулись авиационных нефтепродуктов и ракетного топлива.
Ранее к санкциям, в соответствии с принятой Совбезом резолюцией, присоединились ЕС и США, и их уже называли беспрецедентными. Как говорил посол США в России Джон Теффт, резолюция «предусматривает наиболее жесткие санкции, которые вводились за последние более чем 20 лет». Ограничительные меры ЕС включали в себя в том числе запрет на экспорт и импорт любых предметов (за исключением пищевых продуктов и медикаментов), которые могут внести вклад в развитие возможностей вооруженных сил КНДР.
Масштабное эмбарго может нанести немалый урон северокорейской экономике и, в свою очередь, военным программам, которые, как предполагается, спонсируются за счет экспорта. Также, учитывая, что КНДР не планирует отказываться от испытаний нового вооружения, поскольку их военные программы — это сдерживающий элемент для ряда соседних стран, вряд ли они будут отменены или пересмотрены в ближайшей перспективе.
Но номинально самыми действенными могут оказаться именно китайские санкции, потому что на Китай приходится около 70–90% всего внешнеторгового оборота Северной Кореи, а полезные ископаемые — один из ключевых товаров их двусторонней торговли.
В прошлом году Северная Корея поставила в Китай 20 млн тонн угля, на 27% больше, чем годом ранее, отмечает Reuters. И это несмотря на то, что в целом импорт и потребление угля в стране сокращаются: по итогам 2015 года его зарубежные поставки в Китай сократились на 30%, до 204 млн тонн. По экспорту данного топлива в Китай КНДР уже обошла Россию и Монголию, заняв третье место после Австралии и Индонезии.
Несмотря на то что отношения между КНР и КНДР были достаточно сдержанными, в начале апреля председатель КНР Си Цзиньпин призвал к исполнению всех сторон резолюций Совбеза ООН по Северной Корее «строго и в полной мере».
В свою очередь, в «Нодон синмун», ежедневной газете Трудовой партии Кореи, прозвучала критика в отношении китайских властей — Китай поддался на угрозы и требования США, предав свою дружбу с Северной Кореей, отмечает южнокорейское агентство «Рёнхап».
Впрочем, в отношении как экспорта, так и импорта угля, железа и топлива будет действовать несколько исключений, поэтому неясно, будут ли санкции полностью выполняться.
Решимость Китая, также зависящего от экономики КНДР, идти на крайние меры вызывает вопросы, отмечает Reuters.
Например, эмбарго не будет распространяться на транзитные поставки угля и железной руды через Северную Корею. Так, Монголия, у которой нет выхода к морю и которая ищет альтернативные маршруты для экспорта, подписала соглашение с северокорейским портом Насон по льготному режиму.
Экспорт в КНДР авиационного и реактивного топлива также возможен, если оно будет предназначаться для гражданских авиаперевозок или же попадет в категорию гуманитарных нужд, отмечается в сообщении китайского ведомства. Для всех таких случаев компании должны будут предоставить в таможенные органы «достоверные сведения», подтверждающие, что поставки не связаны с ядерной или ракетной программой.