Крупнейший независимый производитель газа НОВАТЭК закрыл сделку по продаже 9,9% в «Ямал-СПГ» китайскому инвестфонду Шелкового пути (дочернее предприятие China Development Bank, осуществляет управление $40 млрд). Об этом российская компания сообщила во вторник. Сумма сделки составила €1,089 млрд.
«Ямал-СПГ» должен стать еще одним российским проектом по сжижению газа. Другой проект, «Сахалин-2», уже реализует с участием японских инвесторов и британо-нидерландского Shell российский «Газпром».
«Ямал-СПГ» — проект строительства завода по производству сжиженного природного газа, который будет поступать с Южно-Тамбейского месторождения (его запасы оцениваются в 926 млрд кубометров, проектный уровень добычи — около 27 млрд кубометров в год). Мощность «Ямал-СПГ» — 16,5 млн тонн сжиженного газа, предполагается строительство трех линий по 5,5 млн тонн. Как говорится на сайте НОВАТЭКа, проект «находится в стадии активного строительства», начало производства запланировано на 2017 год.
«Сумма сделки рыночная и близка к ожиданиям, — комментирует аналитик UBS Максим Мошков. — Примерно эта сумма (с учетом кредита от Фонда Шелкового пути) озвучивалась, когда решение о сделке принимала правительственная комиссия по иностранным инвестициям».
В декабре прошлого года китайский фонд предоставил НОВАТЭКу пятнадцатилетний заем на $730 млн.
Финансирование проекта пока не закончено. На прошлой неделе глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон в интервью телеканалу «Россия 24» говорил, что на данный момент акционерами «Ямал-СПГ» профинансировано порядка $13 млрд, еще $2,4 млрд проект получил из Фонда национального благосостояния. По словам Михельсона, внешнее финансирование должно быть завершено в течение ближайших двух-трех месяцев.
«Ямал-СПГ» нужно еще $12 млрд, — говорит Максим Мошков. — Ранее предполагалось, что средства может предоставить China Development Bank, и после того как его «дочка» вошла в проект НОВАТЭКа и предоставила ему кредит, вероятность участия CDB в финансировании «Ямал-СПГ» значительно возросла».
Теперь китайцам из «Шелкового пути» принадлежит 10% проекта, НОВАТЭКу — 50,1%, французской Total — 20%, а еще 20% — китайской CNPC.
Фонд Шелкового пути, по словам Мошкова, участвует в проекте, в основном рассчитывая на дивиденды. А вот другой китайский акционер, CNPC, заинтересован прежде всего в поставках газа. Компания уже заключила пятнадцатилетний контракт на поставку 3 млн тонн СПГ в год. Китай сейчас заинтересован в закупках газа и активно заключает газовые контракты (в том числе с «Газпромом» по поставкам по трубе «Сила Сибири»). Дело в том, что КНР решила снизить долю угля в энергобалансе, постепенно заменяя его более экологичными видами топлива (из-за угольных выбросов в мегаполисах Китая в прямом смысле слова не видно неба).
НОВАТЭК, в свою очередь, охотно приглашает в свои проекты азиатских потребителей. Так, в конце февраля зампред правления компании Денис Храмов говорил о том, что долю в проекте «Арктик-СПГ» (еще один проект по сжижению газа, его мощность должна составить также 16,5%) могут получить японские инвесторы.
Японцы также весьма заинтересованы в импорте газа, причем, в отличие от Китая, у Японии собственных запасов голубого топлива нет вообще. После аварии на «Фукусиме-1» японские власти приняли решение отказаться от атомной энергетики, и выпадающие объемы генерации нужно чем-то замещать. Впрочем, сейчас в Японии все активнее говорят о возобновлении использования энергии атома.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в интервью Nikkei 22 февраля говорил, что Россия готова предложить японским инвесторам контрольный пакет в российских нефтегазовых проектах. Однако «Арктик-СПГ» это вряд ли коснется: с одной стороны, проект слишком важен с точки зрения макроэкономики, а с другой, как говорили ранее эксперты рынка, более 5% японцы, скорее всего, просто не смогут себе позволить. Стоимость «Арктик-СПГ» оценивается примерно в $30 млрд.