В Воркуте продолжаются обсуждения способов по прекращению пожара на шахте «Северная», в результате ряда взрывов в которой погибли 36 человек, включая пять спасателей. Несмотря на то что накануне в компании «Воркутауголь» заявили, что шахту затопят водой, в пятницу глава МЧС России Владимир Пучков опроверг эту информацию. Специалисты до сих пор не могут определиться с тем, каким образом прекратить возникший в результате взрыва пожар, охвативший территорию выработки шахты на глубине несколько сотен метров.
25 февраля на шахте «Северная» («Воркутауголь», принадлежит компании «Северсталь») с разницей примерно час произошли два взрыва метана на глубине 780 м. В этот момент под землей находилось 111 человек. В первые часы эвакуации удалось вывести на поверхность 81 горняка, четверо погибли, судьба 26 человек оставалась неизвестной. Третий взрыв на шахте произошел в ночь на 28 февраля, в результате чего погибли пять спасателей и шахтер, который помогал разбирать завалы. Днем 28 февраля глава МЧС Владимир Пучков заявил, что 26 горняков, которые остались под завалами, были признаны погибшими. Спасательную операцию остановили. И в этот же день на аварийном участке шахты произошел четвертый взрыв, но обошлось без пострадавших, так как под землей никого не было.
Как пояснили «Газете.Ru» специалисты в области угледобычи, способов потушить глубинный масштабный пожар, возникший в шахте, несколько. Первый, который и предполагается применить на «Северной», — это затопление водой. Как рассказал «Газете.Ru» Александр Ковальчук, советник гендиректора «Русский уголь», профессор Института конъюнктуры рынка угля, в процессе затопления водой могут использоваться подземные воды, присутствующие в шахте, которые при нормальном функционировании шахты искусственно выкачиваются. «Как правило, абсолютно сухих угольных шахт не бывает», — отметил Ковальчук. Если использовать подземные воды, шахта будет заполняться естественным образом.
Но можно и ускорить процесс, отмечает Ковальчук: «Можно закачивать воду с внешней поверхности либо проводить одновременно с естественным затоплением».
В любом случае процесс затопления водой займет несколько месяцев.
Длительность затопления зависит от объема горных выработок. Только одно крыло «Северной» составляет около 7–8 км, а в случае тушения водой она будет заливаться и по другим крыльям шахты, пояснил Рубен Бадалов, первый заместитель председателя Российского независимого профсоюза работников. Объем выработки на «Северной» достаточно большой, «ведь шахта начала разрабатываться еще в 60-е годы прошлого века», добавил Ковальчук.
По его словам, такой процесс может занять от трех месяцев до полугода и даже до восьми месяцев.
«Но любые оценки очень приближенные, если не знать конкретных горнотехнических условий», — подчеркнул Ковальчук.
Прекратить процесс горения можно и с помощью инертных (или малоактивных) газов, которые вытесняют кислород, в результате чего горение прекращается, рассказали «Газете.Ru» оба специалиста.
Но сложность с использованием инертных газов состоит в том, что в этом случае надо обеспечивать хорошую герметизацию тех участков, которые предстоит загазировать.
«Нужно выложить перемычки, которые не только предотвращают доступ воздуха и утечку газа, но и отсекают взрыв, так называемые взрывобезопасные перемычки, — отметил Ковальчук. — К тому же необходимо просчитать количество газа, его концентрацию. От всего этого зависит надежность метода». Как отметил Бадалов, по предварительным оценкам, на «Северной» уже нельзя выложить перемычки для газификации инертными газами — территория слишком разрушена и герметизации подвергается с трудом.
По словам специалистов, использовать инертные газы для тушения пожара более эффективно в локальных связках, а также в неглубоких шахтах, где можно с поверхности пробурить скважины в зону предполагаемого пожара.
«На «Северной» глубина почти километр, быстро скважины не пробуришь. И в целом затапливать с помощью воды более эффективно с точки зрения тушения пожара», — добавил Ковальчук.
В «Воркутаугле» уже заявили, что намерены после затопления откачать всю воду и начать извлечение тел погибших горняков на «Северной». По словам Бадалова, технология откачки воды из затопленных шахт давно разработана и успешно применяется, но на этот процесс уйдет даже больше времени, чем на само затопление. «Эффект погашения пожара с использованием воды более сильный, но он по последствиям более трудоемкий», — добавил Ковальчук.
Восстановить шахту после водного затапливания будет сложно: как отметил Бадалов, оборудование, которое три-четыре месяца находится под водой, придется менять.
«Шахта — это сложный механизм: километры кабелей, трубопроводов, секции, крепи, домкраты. Под водой все это превратится в ржавую железку, а оно должно быть в идеальном состоянии. Это большие временные и финансовые затраты», — пояснил Бадалов.
В этом отношении газификация более легкая в плане восстановления. После прекращения процесса горения достаточно открыть перемычки и восстановить проветривание.
Техническим специалистам еще предстоит выяснить, что могло привести к трагедии. В Российском независимом профсоюзе работников уверены: «Знаний, которыми обладают современные наука и техника, достаточно, чтобы обезопасить работу в шахте».
«Мы не ходим в шахту, чтобы умереть, мы туда спускаемся, чтобы заработать деньги, а не торговать своей жизнью», — пояснил Бадалов.
По его словам, к аварийным ситуациям могут привести три типа факторов: природа, неверные инженерные решения и халатность работников. Но, по его мнению, природный фактор достаточно редко встречается, поскольку есть геологическая разведка и большинство рисков можно предугадать.
«Халатность исполнителей редко может привести к трагедии такого масштаба, к таким авариям мелкие ошибки не приводят. Но они могут быть детонатором ситуации, когда действует целый ряд факторов в комплексе, — заявил Бадалов. — Сейчас необходимо тщательно разобраться и понять, что стало причиной, возможно, даже найти виновника, но только, чтобы это не был просто стрелочник, а настоящий виновник. Если этого не произойдет, трагедия может повториться».