Пересмотр условий членства Великобритании в Евросоюзе будет обсуждаться 18–19 февраля на саммите в Брюсселе. Правительство Дэвида Кэмерона выдвинуло четыре основных условия дальнейшего пребывания Великобритании в ЕС — это независимая миграционная политика, отказ от усиления евроинтеграции, мультивалютность, конкуренция.
Мигранты хоронят ЕС
Ключевое требование Лондона — возможность регулировать самостоятельно миграционный поток. Великобритания добивается права отсрочить на четыре года подключение к социальной системе страны иностранных мигрантов (речь идет в первую очередь о трудовой миграции из других стран ЕС). В европейских СМИ эта система получила название «система экстренного торможения». Она позволит не платить соцпомощь мигрантам в первые четыре года их пребывания на территории Великобритании и тем самым снизит интерес мигрантов к переезду, сообщает Bloomberg.
«Британский народ и я хотим такой системы, где сначала надо заработать, а потом получить. Мы не хотим общества, где дают что-то ни за что», — заявил Кэмерон.
Еврокомиссар по вопросам занятости Марианн Тиссен предложила компромисс: установить не четырехлетний, а полугодовой карантин для доступа к британским социальным льготам.
Великобритания наряду с Германией, Норвегией, Швецией, Данией, Бельгией является страной с наиболее развитой системой соцгарантий и высоким уровнем жизни. Категорически против возможного отказа Лондона не выплачивать пособия для мигрантов восточноевропейские государства, в первую очередь Польша и Венгрия. Эти страны испытывают комплекс государств «второго сорта» и не готовы идти на уступки странам «старой Европы».
Бюрократия и фунт
Второе требование островного государства — признание Евросоюза мультивалютным союзом, в котором наряду с евро расчеты могут идти в швейцарских франках и фунтах. Для Кэмерона это важнейшее условие, учитывая, что лондонский Сити остается одним из глобальных финансовых центров и не хочет терять своего влияния, в том числе в странах — бывших английских колониях.
Третье условие — повышение конкурентоспособности ЕС за счет снижения нагрузки на бизнес, большей гибкости регулирования.
Наконец, последний пункт, вызывающий раздражение Лондона в договоре с ЕС, — «о все более тесном союзе между народами Европы». Кэмерон отстаивает право оставаться вне Шенгенской зоны, он против усиления политической интеграции с ЕС, что актуально в первую очередь для новоиспеченных стран Восточной Европы. Он требует ввести право вето для национальных парламентов на решения евробюрократии. Это требование назвали «красной карточкой». Ранее Великобритания уже отвоевала себе право принимать независимые от Евросоюза решения в сфере национальной безопасности.
Британцы обсуждают тему выхода из ЕС с момента вступления страны в союз в 1973 году. Кэмерон добивается особых условий для своей страны уже не первый год, но впервые в этом году условия были сформулированы и оформлены 2 февраля в проект документа для обсуждения на саммите. Кэмерон грозится провести общенациональный референдум по выходу из ЕС уже три года, если взаимоотношения Великобритании в сообществе европейских государств не будут капитально пересмотрены. Референдум должен пройти не позднее конца 2017 года, но Великобритания может провести его уже в этом году, если итоги февральского саммита окажутся для нее неудовлетворительными. Называется дата 23 июня.
Brexit
Председатель Европейского совета Дональд Туск готов рассмотреть проект капитального реформирования ЕС. С условием, что Кэмерон призовет своих избирателей голосовать за сохранение сообщества. «Решение о реформах вступит в силу только в случае единогласного одобрения лидерами всех стран ЕС и только если Великобритания примет решение оставаться в сообществе», — записано в проекте документа, вынесенного на саммит.
Сам Туск заявляет, что «ничто не согласовано, пока все не согласовано». Но тот факт, что Кэмерону удалось вынести рассмотрение условий членства Великобритании на общеевропейский уровень, создает политический прецедент, считает аналитик лондонского института «Открытая Европа» Винченцо Скарпетта. Над ЕС нависла угроза «Brexit» («Великобритания» («Br») и «выход» («exit»).
«Британский пересмотр следует рассматривать как часть долгого пути широкой реформы ЕС, и Кэмерон, по сути, поднял экзистенциальные вопросы о будущем Евросоюза», — говорит эксперт.
Итог саммита в Брюсселе не берутся предсказывать ни политики, ни эксперты. По различным опросам общественного мнения, в среднем 43% населения настаивают на необходимости выхода страны из ЕС. За сохранение членства в союзе — 40%. Количество сторонников выхода начало расти в условиях кризиса, масла в огонь подлил мигрантский кризис.
Германия и Польша сделают все, чтобы достичь компромисса и сохранить Соединенное Королевство в составе Евросоюза. Об этом заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель после встречи с польским премьер-министром Беатой Шидло 12 февраля. «Мы едины во мнении, что хотим приложить все усилия для того, чтобы Великобритания могла остаться в составе ЕС», — цитировало агентство Reuters слова канцлера. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер считает, что проект реформ вполне годится для обеих противоборствующих сторон.
Кто еще на выход
За прецедентом с интересом наблюдают в других европейских столицах: во Франции, Испании, Дании, Венгрии... Дисциплинированные европейские политики не готовы подрывать основы ЕС, но не прочь добиться преференций для своих стран. Та же Дания, например, еще в 1993 году добилась от Брюсселя ввода запрета на покупку недвижимости иностранцами, проживающими на территории страны менее пяти лет. А сепаратисты в Великобритании, Испании получат новый повод для проведения региональных референдумов.
«Некоторые лидеры следят, как далеко сможет Кэмерон продвинуться в своем торге с Брюсселем, и готовятся взять его подход в качестве шаблона для проталкивания собственных идей о большей независимости», — цитирует Bloomberg европейского чиновника, просившего не называть его имени.
В европейских столицах популярна шутка о меню «а-ля карт» — в это может превратиться свод строгих европейских законов.
Экономисты говорят, что выход Великобритании из ЕС приведет к разрушительным последствиям для ее экономики, ВВП страны может сократиться на 2%.
Ближайшие месяцы будут непростыми для британской валюты. В банке HSBC ожидают роста волатильности. Если же британский избиратель решит выйти из ЕС, то на материализацию бычьего сценария рассчитывать не приходится, и фунт потеряет 15–20%.