Речь идет о трех проектах ГЭС в Монголии — на реке Селенге, впадающей в Байкал, и реках Эгийн-гол и Орхон, являющихся притоками Селенги. В Минприроды «Газете.Ru» уточнили, что монгольская сторона в конце прошлого года дала сигнал о приостановке проекта. Однако, похоже, разработка проекта активно продолжается. Работы по ГЭС «Шурэн» мощностью 350 МВт продолжают вестись, свидетельствуют данные управляющей группы проекта, располагающейся в Улан-Баторе: недавно на ее сайте появились материалы по общественным слушаниям, связанным с ГЭС. Группа должна отчитываться перед Всемирным банком, финансирующим проект. Как ранее писала «Газета. Ru»,
Россия неоднократно выражала обеспокоенность планами правительства Монголии. Реализация проектов строительства ГЭС на реке Селенге и ее притоках в Монголии приведет к катастрофическим последствиям для экосистемы озера Байкал, заявлял глава Минприроды Сергей Донской. Разобраться с этой проблемой пообещал и Владимир Путин.
Экология под ударом
В Бурятии экологи требуют проведения совместной экологической экспертизы проекта и общественных слушаний. Всемирный банк, финансирующий ТЭО проекта, заговорил о необходимости проведения экспертизы. Пока совместная работа с Монголией в этой области стопорится. «Гринпис» и экологическая организация «Реки без границ» ставят вопрос о закрытии монгольского проекта. Свою обеспокоенность выражали и в ЮНЕСКО. В организации попросили Россию и Монголию к 1 февраля этого года подготовить собственные предложения по проекту.
Постройка плотины может вызвать катастрофические последствия для байкальской экологической системы, констатировал британскому изданию Motherboard профессор Энсон Маккей из университетского колледжа Лондона.
Как объясняет «Газете.Ru» ученый секретарь научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал Ирина Максимова, ГЭС может изменить гидрологический режим Байкала, так как 9 из 10 кубокилометров воды, которые несет Селенга с территории Монголии в озеро, будут зарегулированы. «Если сейчас величина стока Селенги на границе России зависит от времени года, то с введением в строй ГЭС режим изменится, что повлияет как на объемы воды, так и на экосистему и температурный режим», — отмечает эксперт. «Ситуация зависит от водности — низкая водность в ближайшие десятилетия может нести риски для Байкала. С Байкалом лучше не шутить. Если есть дефицит электроэнергии, можно договариваться относительно поставок из России, но это вопрос политический», — говорит директор Лимнологического института СО РАН Михаил Федотов.
Помимо собственно рисков, связанных с объемами воды, поступающими из Селенги в Байкал, в дельте реки располагается государственный заказник «Кабанский». И искусственное регулирование уровня воды в реке при помощи ГЭС, изменение зеркала испаряемой воды могут негативно на нем отразиться (экосистема дельты Селенги является одной из уникальнейших в мире). «В частности, повлиять на гнездование птиц, нерестилища и проходы к ним. Кроме того, электроэнергия с ГЭС «Шурэн» потенциально может предназначаться для рудной промышленности, а это означает дополнительный риск того, что в Селенгу, а затем в Байкал могут попасть ее отходы и другие загрязняющие вещества», — добавляет Василий Сутула, директор Байкальского заповедника.
На деньги китайцев
На строительство станций монголы рассчитывают получить финансирование китайцев. В прошлом году было решено заключить концессионный договор с компанией China Gezhuba Group Limited о постройке первоначального инфраструктурного сооружения гидроэлектростанции мощностью 315 мВт на реке Эгийн-Гол, которая впадает в Селенгу. В декабре монгольский парламент одобрил заключение правительством Монголии с Эксимбанком Китая кредитного соглашения в $1 млрд сроком на 20 лет. Большая часть — $703,5 млн — китайского кредита должна пойти на реализацию проекта строительства гидроэлектростанции на реке Эгийн-Гол. Однако деньги до сих пор не были выделены.
При этом электроэнергия с этого проекта должна пойти КНР и частично — на планирующиеся горнорудные проекты. Пока же в самой Монголии серьезного дефицита электроэнергии не наблюдается, наоборот, мощности консервируются, а имеющийся небольшой дефицит страна покрывает в том числе за счет России. В настоящий момент «Интер РАО» экспортирует в Монголию достаточно небольшие объемы электроэнергии, отмечает представитель «Интер РАО». За девять месяцев 2015 года объем экспорта электроэнергии в Монголию составил чуть более 220 млн кВтч. По словам представителя компании, существенного роста в этом направлении в «Интер РАО» не ожидают — рынок Монголии затронули те же проблемы, темпы роста промышленности страны замедляются так же, как и в КНР (экономический рост в прошлом году составил рекордно малые 6,9%. — «Газета. Ru»), на поставки в которую рассчитывает Монголия.
«Россия и Монголия должны решить проблему на взаимовыгодных условиях, — говорит Сергей Пикин из Фонда энергетического развития. — Строительство ГЭС в текущих условиях довольно затратно, а в случае дефицита электроэнергии в Монголии свои поставки в страну может нарастить Россия».
Решить проблемы энергетики можно также за счет строительства солнечных и ветряных станций в пустыне Гоби, ГАЭС около Улан-Батора или ЛЭП для экспорта избыточной энергии из Иркутской области.