Центральный банк Японии принял решение о дальнейшем смягчении денежной политики. Регулятор объявил о намерении ввести с февраля отрицательную процентную ставку — минус 0,1% и при этом предупредил, что сокращение ставки до отрицательных значений может продолжиться, если это потребуется. Кроме этого, Центробанк заявил, что продолжит скупать государственные облигации, чтобы увеличить количество денег в экономике. Регулятор будет скупать госбумаги темпами, которые позволят увеличить количество денег в обращении ежегодно на 80 трлн иен ($654 млрд). Объем корпоративных облигаций в обращении будет поддерживаться на уровне 2,2–3,2 трлн иен.
Оба решения направлены на смягчение денежно-кредитной политики, конечная цель которой стимулирование экономического роста.
Центробанк оставил в силе свою оценку состояния экономики Японии, отметив, что она продолжает «умеренное восстановление».
В этом году правительство Японии прогнозирует рекордный рост ВВП. В номинальном выражении ВВП вырастет на 3,1% и достигнет 518,8 трлн иен ($4,3 трлн). Это рекордная отметка за последние 19 лет. В 1997 году ВВП составил 521 трлн иен.
Это решение ЦБ объяснил необходимостью достичь преодоления длящейся уже более 15 лет дефляции в японской экономике, которая ведет к свертыванию производства, сокращению инвестиций и уровня жизни населения.
Целевой ориентир по инфляции — 2%. Срок достижения этого ориентира регулятор сдвинул на 2017 год.
Аналогичные действия по смягчению своей денежной политики ЦБ предпринимал в декабре прошлого года в связи с замедлением экономического роста на фоне глобального кризиса и падения цен на нефть. На новостях о решение ЦБ японская иена упала к доллару до уровня 121 иена за доллар против 118,9–118,9 иены во время открытия торгов.
Индекс Nikkei, отражающий колебания курсов акций 225 ведущих компаний страны, прибавил почти 600 пунктов, до 17615,83 пункта (рост на 3,37%). До решения ЦБ индекс находился в отрицательной зоне.
За введение отрицательной ставки проголосовали пять членов совета директоров ЦБ, против были четверо, сообщили японские СМИ. Это свидетельствует о том, что решение не кажется однозначно эффективным даже самому регулятору. Некоторые из членов совета директоров решили, что эта мера не поможет побороть дефляцию.
Дефляция негативно отразилась на госдолге Японии. Госдолг вырос почти в 4 раза за 25 лет.
С 1993 года бюджет регулярно сводился с дефицитом из-за роста социальных расходов, что вынуждало правительство наращивать долг. Примерно четверть бюджета Японии идет на обслуживание госдолга.
Высокие соцрасходы в свою очередь являются следствием демографического кризиса. По оценке МВФ, к 2030 году отношение пенсионеров к трудоспособному населению увеличится до 57%. По данным министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, средняя продолжительность жизни японских мужчин — 80,5 года, женщин — 86,8. Более 26% населения старше 65 лет.
Эксперты ОЭСР высказывали сомнение в эффективности такой меры, как накачивание экономики деньгами со стороны ЦБ. Это лишь частично поможет Японии бороться с низкой инфляцией, мешающей экономике расти, отмечали эксперты. Сначала программа смягчения приносила результат, в начале 2014 года инфляция достигла 1,5%, но к началу 2015 года приблизилась к нулю из-за повышения налогов.
Накануне решения ЦБ правительство опубликовало статистические данные, согласно которым потребительские цены в декабре 2015 года выросли всего на 0,1% к аналогичному периоду прошлого года. То есть инфляция в стране почти не растет, денежная масса стагнирует, бизнесу не хватает оборотных средств, он не развивается, и на этом фоне безработица в Японии остается на довольно высоком уровне — 3,3%.
Снижение ставки до отрицательной величины ранее проводил Центробанк Швейцарии. В январе 2015 года он снизил учетную ставку с -0,25 до -0,75% и отказался от минимального курса национальной валюты по отношению к евро. Но за год франк все равно подорожал по отношению к евро. Укрепление франка обострило дефляционные риски. По данным федерального статистического управления Швейцарии, потребительские цены в стране в 2015 году упали на 1,1%. Пиковые значения были летом и осенью 2014 года, когда дефляция в Швейцарии была зафиксирована на уровне 1,4%.
В 2016 году дефляция в Швейцарии сохранится на уровне 0,5%. Выйти в инфляцию Швейцарии удастся, по прогнозам, лишь в 2017 году.
Банк Японии давно проводит стимулирующую политику, и пока она лишь помогала остановить откровенно негативные тенденции, наподобие раскручивания дефляции, однако запустить экономический рост снижением ставки по депозитам ниже нуля вряд ли получится, экономическим агентам нужны более серьезные драйверы, отмечает Наталия Шилова, замдиректора центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка.
«Экономика Японии не сможет слишком долго сопротивляться всему комплексу достаточно агрессивных стимулов, применяемых монетарными властями страны», — возражает Тимур Турлов, гендиректор «Фридом Финанс». Он считает, что задача разгона инфляции реализуема, стимулы дадут о себе знать на горизонте ближайшего года.
Для всех валют развивающихся рынков, в том числе рубля, такие решения мировых денежных властей, в том числе решение ЦБ Японии, безусловно позитивны, так как они сглаживают опасения инвесторов относительно замедления мирового роста и стимулируют покупать более рисковые активы на развивающихся рынках, считает Шилова. По ее мнению, для Банка России прекращение распродаж на мировых фондовых площадках и commodities крайне своевременно и даст шанс вернуться к понижению ставки, если ситуация действительно стабилизируется, а инвесторы убедятся в поддержке рынков со стороны мировых регуляторов.
Кроме того, такие синхронные действия подогревают ожидания того, что и ФРС не будет слишком «угнетать» рынки резким повышением ставки, а вернется к нему лишь после стабилизации ситуации.
Однако не все эксперты столь оптимистичны. Курс на ослабление валют в последнее время взяли сразу несколько государств, в том числе и Россия. Давление на иену может ощутимо усилиться, и мы рискуем увидеть очередной раунд «валютных войн» (действий стран по достижению низкого обменного курса для своей национальной валюты с целью увеличения собственных объемов экспорта. — «Газета. Ru»), предупреждает Турлов.