Проблемы в экономике начали сказываться и на таком секторе, как рынок искусства. Крупнейшие игроки рынка в 2015 году продемонстрировали спад финансовых показателей.
Так, продажи крупнейшего в мире по доходам аукционного дома Christie's International в 2015 году упали на 11%, составив $7,4 млрд (–5%, если считать в фунтах стерлингах). Хотя доходы бьют рекорды — это второй результат за всю историю компании (первый был в 2014 году), снижение было продемонстрировано впервые за пять лет.
За год, как следует из сообщения Christie's, предпочтения покупателей заметно изменились. Самый большой рост продемонстрировали продажи произведений импрессионистов и модернистов: за год они выросли на 47%, до $2 млрд.
Инвесторы и ценители прекрасного продемонстрировали стабильный интерес к предметам искусства стран Азии, а также к произведениям XX и XXI веков. Их объем реализации вырос на 2%, до $734,2 млн и $143,7 млн соответственно.
В то же время участвующие в торгах стали меньше покупать предметы luxury-сегмента (включая ювелирные украшения, часы и вино): продажи составили $756,9 млн, что на 19% меньше, чем годом ранее.
На 20%, до $2,2 млрд, снизилась выручка по послевоенному и современному искусству.
Сильнее всего просели продажи живописи старых мастеров (к ним относят европейских живописцев XIV–XIX веков) и предметов русского искусства — до $237,6 млн, что на 41% меньше год к году.
Объем торгов второго гиганта среди аукционных домов, Sotheby's (по данным Bloomberg, две компании контролируют 42% аукционного арт-рынка), остался на уровне 2014 года, составив $6,7 млрд. Однако в последнем квартале 2015 года, по предварительным результатам, компания может получить убыток в размере $10–19 млн против прибыли в $74 млн годом ранее. Все из-за рекордных гарантий продать коллекцию своего основателя за $515 млн.
Такие цифры могут свидетельствовать, что рынок искусства замедляется, чему виной в том числе и избирательность богатых покупателей, пишет Bloomberg.
К примеру, снижение спроса на послевоенное и современное искусство происходит после значительного роста интереса к нему в последние годы, говорит заместитель генерального директора Christie's Стефен Брукс.
Но есть и экономические причины.
Волнение на рынке акций и облигаций, резкое падение цен на нефть и слабые показатели экономики Китая ужимают аппетиты коллекционеров.
По мнению руководителя ArtTactic Андерса Петтерсона, 2016 год будет еще менее оптимистичным для отрасли. Пик продаж для аукционных домов остался в прошлом, в 2014 году, считает он. Тогда, по данным The Europe Fine Art Foundation (TEFAF), общий объем продаж предметов на рынке искусства достиг самых высоких за все время показателей — €51 млрд по всему миру, что на 7% выше, чем было даже в предкризисный 2007 год. И в дальнейшем таких показателей ждать не стоит.
В 2015 году были совершены две самые крупные за все время сделки на открытых торгах (обе — в Christie's): почти за $180 млн была продана картина Пабло Пикассо и более чем за $170 млн — полотно Амедео Модильяни. Однако они скорее были исключением из тенденции, считают эксперты.
«Правда в том, что, не считая этих трех случаев, арт-рынок в 2015 году ослаб», — цитирует Bloomberg директора компании Levin Art Group Тодда Левин.
По мнению экономистов из Университета Люксембурга, международный рынок искусства «перегрет», приводит их мнение South China Morning Post.
Сейчас на рынке образовался «пузырь», который продолжает надуваться, и ситуация напоминает 1990 год, когда за два года, согласно данным ArtPrice, цены рухнули на 44%.
Из-за этого создаются предпосылки для «серьезной коррекции» в сегменте послевоенного и современного искусства (которая в Christie's, судя по результатам, уже начала происходить) и в сегменте американского искусства (на него пока держится стабильный спрос).
Что касается продаж русского искусства, то спрос на него не успел восстановиться после кризиса 2008–2009-х и в рекордном 2014 году. В свою очередь, потрясения 2015 года вызвали кратное падение продаж.
Так, выручка двух недель «русских торгов» в Лондоне, которые проводятся дважды в год, летом и осенью, аукционными домами Christie's, Sotheby's, Bonhams и MacDougall's, в 2015 году составила £43 млн, пишет The Financial Times. В 2014 году в рамках «Русских недель» было продано £105 млн, в 2008-м — £120,6 млн.
Комментируя итоги торгов, в MacDougall отмечали, что «большая часть покупателей работ этой категории проживают в Москве и основное влияние оказывают нефтяные цены». Также, рассказывал содиректор компании Уильям Макдуглас, несколько лет назад четвертую часть коллекционеров русского искусства составляли украинцы, которые сейчас почти перестали участвовать в торгах.