Иран намерен наращивать экспорт нефти для того, чтобы достичь уровня, существовавшего до введения санкций Запада. Об этом заявил в воскресенье иранский министр нефти Бижан Намдар Зангене.
За день до этого управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании Рокнеддин Джавади говорил, что уже заключены контракты с рядом импортеров нефти из Ирана. Причем, по словам Джавади, риск дальнейшего падения цен на нефть не повлияет на планы Ирана по наращиванию экспорта.
До введения ограничений в 2012 году иранская добыча составляла около 4 млн баррелей нефти в день, экспорт — порядка 2,5 млн баррелей. Официально Иран сейчас экспортирует около 1 млн баррелей нефти в сутки, однако, по неподтвержденным данным, зарубежные поставки из этой страны могут достигать 1,5–2 млн баррелей. Ранее Иран неоднократно заявлял, что в кратчайшие сроки после отмены ограничений (окончательное снятие санкций ожидается в начале 2016 года) экспорт нефти будет увеличен на 0,5 млн баррелей в день, а в течение полугода после этого поставки будут увеличены в общей сложности на 2 млн баррелей.
По оценке старшего аналитика ИК Rye, Man & Gor Securities Сергея Пигарева, увеличение иранской добычи на 0,5 млн баррелей в сутки (что позволит нарастить экспорт) может произойти не ранее середины 2016 года.
«На сегодняшний момент на мировом рынке нефти наблюдается профицит (он оценивается примерно в 2 млн баррелей в день. — «Газета.Ru»), поэтому для выхода на потерянные из-за санкций рынки необходимо будет предложить скидку к рыночным ценам», — предупреждает Пигарев.
Иран, кстати, и не скрывает, что готов предоставлять скидку на свою нефть. Как передает агентство Shana, по словам Зангене, «скидки будут базироваться на рыночных нормах».
Однако, по словам Сергея Пигарева, основной момент здесь заключается не в том, какой будет размер первоначального дисконта, предложенного Ираном, а как отреагируют конкуренты на его действия.
«Если в ответ мы увидим снижение цен и со стороны других игроков — это приведет к ценовой войне и снижению котировок», — указывает аналитик.
Нефть сейчас и без того на крайне низких уровнях. К 11.15 мск в понедельник цена барреля североморской нефти Brent (именно к ней привязана цена российской Urals) составляла $37,42 (-1,24%). Это близко к минимуму кризисного 2008 года, когда баррель падал примерно до $36. Причем совсем недавно и эти минимумы были пройдены, цена нефти опускалась до уровней 2004 года, но затем произошла коррекция вверх.
По прогнозам Сергея Пигарева, сильного проседания котировок ждать все же не стоит: «Основное влияние дополнительного экспорта со стороны Ирана будет заключаться в том, что иранские поставки затормозят восстановление цен до приемлемых для производителей уровней ($55–60 за баррель)».
Что касается цен на нефть, то ожидания озвучиваются самые разные, от прогнозов по падению до $15–20 за баррель до повышения цен к уровню $90–100. Однако большая часть экспертов сходится на том, что котировки поднимутся до уровня $55–65 ко второй половине следующего года. Хотя, например, «Роснефть» в бюджет следующего года закладывает цену в $45. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в интервью телеканалу «Россия 24» в понедельник заявил, что низкие цены не могут существовать слишком долго.
«Потому что на какое количество месяцев какое-то время любая компания, любая страна, производитель может выдержать такие низкие цены? — подчеркнул Дворкович. — Потом неизбежно пойдут вниз инвестиции, а значит, будет падение добычи и цены будут расти».