Как следует из данных, опубликованных на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), перевозки пассажиров в ноябре текущего года упали на 11,8%, до 5,65 млн человек. Пассажиропоток внутри России продолжает расти: в ноябре российские авиакомпании перевезли по стране 3,48 млн человек, что на 3,1% больше, чем годом ранее. Печальная статистика наблюдается на международных линиях. В ноябре текущего года поездки за рубеж рухнули на 28,4%, до 2,18 млн человек.
Занятость пассажирских кресел на международных линиях в ноябре снизилась на 2,4 процентного пункта, до 75,8%, на внутренних — подросла на 1,9 процентного пункта, до 71,5%. Пассажирооборот в прошлом месяце сократился на 20,3%, до 13,953 млрд пассажиро-километров.
За январь — ноябрь текущего года российские авиаперевозчики перевезли 86,54 млн человек, что на 0,4% меньше, чем год назад.
За 11 месяцев международные перевозки упали на 14,9%, до 37,62 млн пассажиров.
Перевозки внутри России с января по ноябрь увеличились на 14,5%, до 48,92 млн человек. Пять крупнейших российских перевозчиков в ноябре перевезли 3,68 млн человек, что на 13,4% больше, чем за аналогичный период 2014 года.
Так, «Аэрофлот» в прошлом месяце увеличил перевозку пассажиров на 11,5%, до 2,05 млн человек. Второе место по итогам ноября заняла авиакомпания «Сибирь» (работает под брендом S7). Пассажиропоток авиаперевозчика подрос на 0,9%, до 583,26 тыс. человек. У авиакомпании «ЮТэйр», которая входит в тройку лидеров, перевозка пассажиров в ноябре сократилась на 20,1%, до 389,29 тыс. человек. «Уральские авиалинии» в ноябре перевезли 362,18 тыс. человек, что на 6,5% больше, чем годом ранее. Пятерку лидеров замыкает лоукостер «Победа», чей пассажиропоток по итогам ноября составил 293,19 тыс. человек.
В текущем году падение пассажиропотока на международных линиях составляло от 14 до 18% ежемесячно (по отношению к аналогичному месяцу прошлого года), напоминает Роман Гусаров из Avia.Ru. В ноябре же зарубежные авиаперевозки просели почти на треть из-за нескольких факторов. «Первый фактор — это ситуация с «Трансаэро», которая ранее стимулировала спрос дешевыми распродажами. Второе — приостановка полетов в Египет и чартеров в Турцию. Это самые большие сегменты международных перевозок в российской гражданской авиации. И, наконец, третье обстоятельство — как показывали прошлые экономические кризисы, годовой пик падения спроса всегда приходился на осенний период. С учетом всех этих факторов ноябрь и показал пиковые значения. Однако в декабре, с учетом новогодних праздников, картина может быть несколько лучше», — объясняет Гусаров.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев уверен, что
ключевыми негативными факторами, повлиявшими на снижение международного пассажиропотока в ноябре, стали прекращение авиасообщения с Украиной и запрет на полеты в Египет.
«Последовавшее в дальнейшем ограничение полетов в Турцию сказалось на ноябрьской статистике в меньшей степени. Что касается пассажиропотока в ноябре — это традиционно низкий для турпотока сезон, однако падающая деловая активность только усугубила негативную статистику», — считает Пантелеев.
Он добавляет, что пока туриндустрия и авиаперевозчики с умеренным оптимизмом смотрят на новогодние каникулы.
«Падение курса рубля не убило программу полетов, но предчувствие на посленовогодний период довольно мрачное: египетский рынок, ключевой для зимнего туризма, так и остается закрытым, несмотря на некоторые позитивные сигналы, касавшиеся проведения проверок уровня авиационной безопасности в аэропортах Египта», — поясняет эксперт.