Совет ЕС принял в понедельник решение продлить санкции в отношении России в связи с ситуацией на Украине на шесть месяцев — до 31 июля 2016 года. Поскольку минские соглашения не будут полностью реализованы к 31 декабря 2015 года, действие санкций было продлено, в то время как совет продолжает оценку прогресса в их реализации», — поясняется в сообщении пресс-службы Совета ЕС.
Достигли ли санкции цели
Основные санкции были введены летом прошлого года, за несколько месяцев до пика платежей по внешним долгам. Санкции ЕС предусматривали запрет на покупку и торговлю новыми ценными бумагами включенных в санкционный список компаний (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ВЭБ; «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть»; «Оборонпром», ОАК, Уралвагонзавод), а также предоставление им кредитов на срок свыше 30 дней. Власти ЕС также запретили европейским компаниям оказывать российским услуги по разработке и добыче нефти на глубоководье, в Арктике и на сланцевых месторождениях.
«Учитывая, что санкции ограничивали доступ к западному рынку капитала, расчет был именно на то, что многие компании обанкротятся, а государство для их поддержки будет вынуждено задействовать резерв и таким образом экономика России будет ослаблена. Санкции сделали невозможными выплату и реструктуризацию долгов за счет привлеченных извне средств, и в этом смысле их цель была достигнута»,
— напоминает Владимир Тихомиров, главный экономист ФГ БКС.
России пришлось поддерживать компании. Кроме того, крупнейшие должники являются и крупнейшими экспортерами, и сокращение их инвестпрограмм снизило доходы бюджета. Это и спровоцировало кризис. Напомним, падение ВВП в этом году может составить около 3,8%. «Однако сейчас пик кризиса пройден, и даже несмотря на низкие нефтяные цены, рубль сейчас стабильнее, чем валюта большинства мировых сырьевых экономик. Можно говорить и о положительном эффекте санкций: и российские компании, и экономика в целом стали более независимы от внешнего финансирования, перестроились под новый режим», — уверен Тихомиров.
Политических целей санкций Западу удалось достигнуть лишь частично. «Задачей второго этапа санкций было не дать России продвинуться дальше по украинской территории. Когда были заключены минские соглашения, была выработана взаимная позиция по поводу того, что линия фронта должна проходить в районе Дебальцево. А индикатором отмены санкций — после чего они могли быть с России сняты — стало восстановление контроля Киева над восточной границей с Россией», — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Минские соглашения подразумевают передачу контроля над государственной границей Украины, выполнение данного пункта будет означать фактическую реинтеграцию отдельных областей Донбасса и Луганской области обратно в унитарное государство Украина.
«Санкции достигли своей цели, и дальше Россия не пошла. Однако и уходить она не собирается»,
— говорит политолог. По словам Макаркина, сейчас задача каждой стороны противостояния — обвинить другую в срыве любых достигнутых соглашений. Москва заявляет, что Киев минские соглашения не выполняет, а та же Европа считает, что они выполнены в полной мере.
В Европе нет единства
Активной сторонницей снятия санкций в части европейских стран выступает оппозиция. В частности, парламентарии от итальянского «Движения 5 звезд» недавно заявили, что потери Италии от антироссийских санкций и ответных ограничительных мер в долгосрочной перспективе могут составить €12 млрд и стоить потери 215 тыс. рабочих мест. По их подсчетам, общие потери сельскохозяйственного сектора до настоящего момента составили €1,25 млрд. За снятие санкций выступают оппозиционные движения «Лига Севера» и «Вперед, Италия».
В свою очередь республиканцы, находящиеся сейчас в меньшинстве в парламенте Франции, считают неуместными санкции с учетом совместной борьбы с ИГ (организация запрещена в России).
По мнению депутата Эрика Кьоти, непоследовательно «одновременно просить Россию помочь в борьбе с ИГ и объявлять санкции против нее».
Наиболее последовательным сторонником снятия санкций с России выступает ультраправый Национальный фронт, называя их «дипломатической ошибкой». Ранее депутат Национального собрания Франции Тьерри Мариани, чья жена, кстати, являлась гражданкой России, даже подал резолюцию в парламент о снятии антироссийских санкций. Впрочем, позицию Франции в этом вопросе сложно назвать консолидированной. Отмену санкций поддерживает оппозиция, представители которой регулярно посещают Россию. Парламентские выборы во Франции, по итогам которых социалисты, в основном придерживающиеся политики санкций, могут потерять свои позиции, состоятся лишь в 2017 году.
Не только оппозиция
Помимо оппозиционных европейских политиков, сложности в переговорах есть и у действующих глав стран, что обусловлено экономическими интересами, в том числе касающимися маршрутов газопроводов, ставших, например, камнем преткновения между Германией и Италией. Дело в том, что основным инициатором системы автоматической пролонгации санкций выступала Германия и лично Ангела Меркель. Хотя российский проект газопровода «Южный поток» был закрыт не в прямой связи с санкциями, основным инициатором давления была тоже Германия. (Россия была вынуждена отказаться от проекта из-за претензий Еврокомиссии, которая считала, что он не соответствует европейским антимонопольным нормам, в частности Третьему энергопакету.) Вместе с тем Германия благополучно подписала соглашение по выгодному ей «Северному потоку – 2».
«Возникают любопытные коллизии: Италия, которая была крайне заинтересована в «Южном потоке», теперь обвиняет Германию, что та, невзирая на санкции, подписала акционерное соглашение с Россией по газопроводному проекту «Северный поток – 2». В перспективе это может нанести сильный удар по СП-2, у которого уже много противников в Европе», — предполагает Макаркин.
Страны ЕС, скорее всего, в ближайшее время вернутся к обсуждению санкций. Вопрос о необходимости сохранения санкций против России в Европе могут рассмотреть в ближайшие месяцы, заявил премьер Италии Маттео Ренци в эфире итальянской радиостанции RTL. Впрочем, шансов на их пересмотр немного. «Санкции будут пролонгироваться, так как Россия сейчас из Украины уйти просто не может. К тому же нынешняя тяжелая экономическая ситуация в России во многом негласно оправдывается именно войной на Украине», — говорит Макаркин.