Две с половиной недели ухудшения российско-турецких отношений уже привели к отрицательным последствиям для российского рынка. Хотя официально антитурецкое эмбарго коснулось пока только овощей и фруктов, да и в силу вступит с 1 января 2016 года, за прошедшее с конца ноября время уже возникали проблемы с поставками продовольствия, автокомпонентов, деталей для производства техники, что уже приводит к приостановке отдельных предприятий. Теряют доходы и российские аэропорты.
Чиновники не спешат обнародовать негативные прогнозы по тому, как разрыв экономических связей может сказаться на самой России. Разве что специальные экономические меры против плодоовощной продукции, по оценкам ЦБ, приведут к росту инфляции на 0,5–1,1 процентного пункта.
С другой стороны, вся эта ситуация не может не сказаться негативно как на российских производителях, так и на российских потребителях.
Один из последних примеров — производство одежды. Как заявляли «Газете.Ru» в Федеральной таможенной службе, в обычном режиме контроль проходят только скоропортящиеся продукты и автокомпоненты. В отношении остальных товаров из Турции проводится таможенный досмотр. Однако, как ранее пояснял изданию источник, знакомый с ситуацией, турецкие товары подвергаются тщательной проверке.
В результате производители предметов одежды столкнулись с проблемами в поставках сырья.
«Фуры действительно встали, и скоро нам нечего будет шить, так как все поставщики ткани в России работают с Турцией и альтернативы отечественной у нас нет», — заявляла на этой неделе одна из российских дизайнеров. «Проблема сырья уже коснулась всех, поскольку в условиях кризиса почти ни у кого из-за малых оборотов не было возможности сделать запас. Пока продаются остатки, но они не бесконечны», — говорит другой производитель одежды.
То, что на таможенном контроле задерживаются по крайней мере отдельные виды сырья, подтвердили «Газете.Ru» и в Российском союзе предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром). «Если говорить про общий импорт одежды, то данных, стоят ли фуры с готовой одежды, пока не было, но знаем, что останавливают фуры с импортным сырьем для производства синтетических тканей, на это жаловались некоторые производители», — рассказал исполнительный директор союза Игорь Ульянов.
Турция занимает существенную долю в поставках одежды и тканей. По данным Fashion Consulting Group, на нее приходится около 6% рынка импортной готовой одежды в денежном выражении и около 10% — в натуральном. То есть если считать поштучно, то доля турецких тканей больше — восьмая часть от всех импортных тканей, или 12,5%. По данным исследовательской компании Y Consulting, объем турецких тканей еще выше: в 2014 году он составлял 17%, но в 2015 году из-за ослабления рубля к евро и доллару, а также из-за девальвации лиры доля турецких тканей выросла как минимум в полтора раза.
В общероссийском объеме импорта в Россию, по данным Союзлегпрома, турецкая шерсть, шерстяное волокно, например, занимают 29%, ткань из гребенной пряжи — 44%, хлопчатобумажная пряжа — 45%. Турецкая пряжа из химических волокон занимает 45% импортных поставок, или $6 млн в стоимостном выражении, нетканые материалы — 6%, или $20 млн, ткань из синтетических волокон — 28%, или $23 млн.
Турция находится на третьем месте по поставкам из-за рубежа готовой одежды после Китая и Италии (по другим данным, после Белоруссии), по тканям — на втором после Китая.
Белоруссия и КНР заменят Турцию
Из-за уже действующего неофициального режима таможенного неблагоприятствования российские компании столкнулись с нарушением технологического процесса.
«В календаре производства поставки ткани имеют огромное значение. Производство — это отлаженный процесс, и, если ткань не придет вовремя, вся цепочка обрушится», — поясняет «Газете.Ru» коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. У некоторых производителей есть запасы сырья для производства, что-то можно купить на складе. По оценкам гендиректора Y Consulting Дарьи Ядерной, запаса по ткани может хватить на срок от одного до двух месяцев, поэтому дефицит не возникнет моментально, указывает она.
С другой стороны, если возникает ситуация, в которой нет понимания, придет ли ткань или нет, компании сталкиваются с острой необходимостью искать альтернативные поставки, что несет за собой «огромный объем работы и дополнительные расходы», говорит Гаспарян.
На выкуп нового товара необходимы время и деньги, которые частично уже были потрачены на товар из Турции. «В большинстве случаев ткани предоплачены на 10–30%», — обращает внимание эксперт.
По этой причине, чтобы максимально снизить перерасход, российским компаниям придется искать, к примеру, более дешевую альтернативу, что, в свою очередь, означает ухудшение качества. Другой вариант, рассказывает она, это взять финансовые потери на себя. Но его в текущих условиях может позволить себе не каждая компания. Если же в Турции закупались не только ткани, но еще и оплачивалось производство, то нужно искать новых производителей. Здесь сложности состоят в том, что производство ткани и одежды должны располагаться хотя бы в одном и том же регионе, иначе, указывает Гаспарян, растут расходы на логистику и, соответственно, конечная цена продукта.
В краткосрочной перспективе вместе с компаниями пострадают и потребители. Эксперты ждут ухудшения качества товаров, поскольку повышать цены в кризис — значит отпугнуть клиентов. По мнению Ядерной, цены на одежду вырастут «несущественно», поскольку сейчас на российском рынке высока чувствительность спроса к цене.
«Падение маржи примут на себя дизайнеры, — говорит она. — В худшем случае рост стоимости сырья, который может составить в среднем 30%, это даст повышение цен на готовую одежду в размере около 10%».
«Повышение цен приведет к оттоку покупателей, за которых сегодня буквально приходится бороться, соответственно, снизится и скорость товарооборота», — полагает Гаспарян.
В более долгосрочной перспективе турецкие поставки могут заменить другие страны. Нарастить поставки могут и Китай, и Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, страны Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. По мнению одного из сибирских производителей смесовых тканей, если будет введен запрет на турецкий текстиль, то это обязательно поможет российским производителям, поскольку появится ниша, которую можно занять.
У производителей одежды для российского рынка два варианта: переходить или на более дорогие европейские ткани, что будет дороже, или на более дешевые китайские, что может повлечь за собой потерю качества.