РЖД заключает договоры с регионами на выполнение пригородного железнодорожного сообщения в следующем году. После транспортного коллапса начала 2015 года за решением этого вопроса следят на высшем уровне.
Тарифы на электрички индексируются региональными властями в большинстве случаев не менее одного раза, а во многих субъектах — по два раза за год. Большинство региональных комитетов по тарифам стараются держаться в пределах 10-процентного повышения: в Ростовской области повышают лишь на 3,4%, с 14,5 до 15 руб. за 10 км, в Кировской области цены повысятся на 4,5%, с 22 до 23 руб. за 10 км, в Республике Карелия — почти на 10%, с 22,3 до 24,5 руб. за 10 км. В пределах 10% пока держатся и крупнейшие пригородные пассажирские компании (ППК) — Центральная и Северо-Западная, обслуживающие Московскую и Ленинградскую области соответственно.
Но в ряде субъектов власти решились на более радикальные индексации.
Пошли на повышение
В Астраханской области цены повысят на 17%, с 17,67 до 20,69 руб. В Архангельской области решили не дожидаться начала следующего года и повысили тарифы с 15 ноября и сразу — на 20%, с 22 до 27 руб.
В Чувашии с 1 января 2016 года тариф повышается на 25% год к году: в январе 2015 года за 10-километровую зону была установлена цена в размере 24 руб., в январе 2016 года — уже 30 руб.
Рекордсменом выступила Амурская область, где электрички подорожают более чем в полтора раза.
Здесь с 1 января 2016 года стоимость проезда на электричках устанавливается на уровне 95 руб. за первую 10-километровую зону. Это на 17% больше, чем тариф, действовавший с 1 июля 2015 года, и на 64% выше, чем стоимость проезда в период с января по июнь 2015 года. За последние три года стоимость проезда на электричках в этом регионе подскочила почти в четыре раза.
Подумали — и передумали
В Бурятии кратное повышение тарифов на пригородное железнодорожное сообщение началось еще в начале 2014 года. С 1 января 2014 года стоимость проезда в 10-километровой зоне повысилась почти в два раза, с 32 до 61 руб. Уже через два месяца, с 1 марта 2014 года, стоимость выросла еще на треть, до 82 руб. Но и на этом повышение не прекратилось.
Местное правительство перестало компенсировать выпадающие доходы Байкальской ППК, выполнявшей перевозку, и с 1 октября 2014 года пассажиры Бурятии стали платить полную стоимость проезда — 107–108 руб. за поездку в поезде в пределах 10-километровой зоны.
Как результат — и без того сокращающийся пассажирооборот упал до рекордных отметок. Как заявил в конце сентября министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов, «на отдельных перегонах нагрузка достигает 2–3 человек на вагон, или 12 человек на 380-местный поезд».
В октябре региональный комитет по тарифам вновь понизил стоимость проезда на электричках, с 108 до 38 руб. за 10-километровую зону. Но и эта цена существенно выше, чем та, что предлагают маршрутные такси. «Например, стоимость проезда от ст. Улан-Удэ до ст. Стеклозавод и ст. Дивизионная, что в 4 и 7 км от города, составляет на пригородном электропоезде 107 руб., а проезд на маршрутном такси — 17 руб.», — приводит пример БППК в своем годовом отчете.
Несколько другая ситуация сложилась в Мордовии. В начале 2015 года местные власти решили поэтапно повысить стоимость проезда на электричках.
В течение двух лет билеты на пригородные поезда в Мордовии должны были подорожать почти в четыре раза.
Согласно проекту постановления республиканского правительства, с 1 февраля текущего года проезд должен был повыситься с 15 до 19 руб., с октября — до 26 руб., а в 2016 году — до 57,42 руб. Но от таких планов решено было отказаться после февральского заявления президента Владимира Путина о необходимости наладить пригородное железнодорожное сообщение.
В результате Мордовия решилась поднять цены с 1 апреля 2015 года лишь на 2 руб., с 15 до 17 руб., а с 1 января следующего года — лишь на рубль, до 18 руб. Впрочем, если сравнивать с уровнем цен двухлетней давности, то выяснится, что стоимость билетов повысилась на 50%.
Под пристальным вниманием
После транспортного коллапса начала года федеральные чиновники стали внимательнее относиться к сообщениям о ситуации с электричками в регионах, а повышение стоимости проезда могло спровоцировать акции протеста, рассказал «Газете.Ru» источник в правительстве одного из регионов.
На рубеже 2014 и 2015 годов региональные власти начали массово оптимизировать пригородные железнодорожные перевозки из-за неспособности местных бюджетов компенсировать выпадающие доходы ППК.
В январе 2015 года было отменено движение более 300 электричек в 39 регионах страны. В Вологодской и Псковской областях пригородное железнодорожное сообщение было полностью отменено. В феврале, после критики со стороны президента России Владимира Путина, движение было восстановлено.
С начала 2011 года пригородные пассажирские перевозки выполняют пригородные пассажирские компании, а не РЖД. ППК лишь частично принадлежат РЖД, в большинстве случаев наполовину. Вторая половина акций — в портфеле региональных властей.
Региональные власти сами определяют, какое количество электричек и на каких маршрутах необходимо запустить. ППК оценивает стоимость выполнения этих железнодорожных рейсов и отправляет расчеты в администрацию субъекта, с которым планируется заключить контракт.
Тарифы на проезд для пассажиров устанавливают комитеты по тарифам местных региональных администраций.
Разница между стоимостью билетов для пассажиров и тарифом, заявленным ППК, ложится на плечи местных бюджетов. Регионы неоднократно жаловались на то, что ППК устанавливают «непрозрачный тариф» и завышают стоимость перевозки, которая на 80% состояла из стоимости аренды подвижного состава у РЖД и из тарифа на пользование инфраструктурой.
С целью сократить расходы ППК на электрички, которые являются социально важной инфраструктурной услугой, правительство в начале этого года предприняло несколько шагов.
Во-первых, постановлением правительства в феврале был снижен льготный коэффициент к инфраструктурному тарифу до 1%. Для компенсации недополученных в результате такой меры доходов из федерального бюджета были выделены дополнительные 8,8 млрд руб. для РЖД (помимо ранее одобренных 25 млрд руб.). Во-вторых, в апреле на срок до конца 2016 года был снижен до нуля НДС для ППК (ранее он составлял 18%). Эта мера, как заявлялось, позволит сократить расходы ППК на 8 млрд руб. за один 2015 год.
В 2016 году правительство выделит 37 млрд руб. для финансирования пригородного железнодорожного сообщения. Это в полтора раза выше, чем первоначально запланированная на 2015 год сумма субсидий. Но из-за событий начала года по факту в текущем году на электрички федеральный бюджет потратил около 45 млрд руб., сообщил глава Минтранса Максим Соколов.