«За неделю, завершившуюся 2 декабря, все развивающиеся рынки, а также рынки группы БРИКСТ (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Турция) — за исключением России — зафиксировали отток средств, что аналогично ситуации, наблюдавшейся на предшествовавшей неделе», — сообщил сегодня Sberbank CIB со ссылкой на данные EPFR Global.
Приток средств в российские фонды составил $105,6 млн. По данным EPFR Global, за неделю, завершившуюся 25 ноября, фонды, работающие на российском рынке, зафиксировали приток средств на сумму $104,6 млн. Фонды, ориентированные на развивающиеся рынки, за две недели потеряли $1,9 млрд (0,24% средств под управлением). Больше всех потеряли китайские фонды — $941,4 млн. Из Турции инвесторы вывели $37,7 млн.
Стоит отметить, что аналитики опасались изменения отношения инвесторов к российским фондам на прошлой неделе из-за резкого обострения отношений между Москвой и Анкарой, после того как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24 в небе над Сирией 24 ноября.
Президент России Владимир Путин назвал этот акт «ударом в спину» и 28 ноября издал указ о введении санкций в отношении Турции. Через два дня, 30 ноября, правительство выпустило постановление с перечнем турецкой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые запрещены с 1 января 2016 года к ввозу в Россию.
Но инвесторы турецкий фактор предпочли пока проигнорировать и сохранили недавно проснувшийся интерес к российским активам. Волна пошла вслед за началом миссии президента Франции Франсуа Олланда по формированию широкой антитеррористической коалиции с участием России и саммита G20 (состоялся в середине ноября), на котором Владимир Путин встретился со своим американским коллегой Бараком Обамой. Участники рынка посчитали, что эти события свидетельствуют о потеплении отношений между Россией и Западом.
Управляющий директор международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) Мориц Крамер отмечал, что такое потепление может помочь снять наложенные на Россию санкции. Американский банк Goldman Sachs включил рубль в число рекомендуемых к покупке валют и ожидает его укрепления в 2016 году.
Сейчас многие западные банки и инвестфонды начали закладывать в свои модели рост инвестиций в российские активы. Стокгольмский инвестиционный фонд Swedbank Robur вернулся к покупке акций российских госкомпаний, а голландский NN Investment Partners отметил, что пересматривает свою оценку российских активов «ниже рынка» на фоне сообщений с саммита G20 в Анталье.
«На Россию больше не смотрят как на злодея, как это было год назад. Политический риск, который был заложен в цену российских активов, снижается. Иностранные инвесторы, которые в своем большинстве недооценивали российский рынок, теперь в панике скупают российские «голубые фишки», — цитирует Bloomberg Елену Ловен из Swedbank Robur.
С начала года отток капитала с развивающихся рынков составил $67,9 млрд, или 7,7% активов под управлением. Единственная страна БРИКСТ, которая не потеряла средства инвесторов, — это Индия. Лучшей среди худших стала Россия: с начала года с российского рынка было выведено $902,6 млн, что с точки зрения активов под управлением ставит Россию на второе место среди стран БРИКСТ после Индии, отмечает Коул Эйксон Sberbank CIB.
По данным агентства Bloomberg, зарубежные инвесторы вывели из Турции $7,6 млрд в 2015 году, в том числе $1,4 млрд в прошлом месяце.
Уильям Джексон, старший экономист по развивающимся рынкам из лондонского Capital Economics, отмечает в беседе с Bloomberg, что высокий уровень внешнего долга делает Турцию уязвимой к изменениям в настроениях инвесторов, особенно после того, как США начнут повышение процентных ставок.
Сейчас вообще многое будет зависеть от того, как биржевые игроки отреагируют на повышение ключевой ставки Федеральной резервной системы США, которое ожидается на заседании 15–16 декабря. «По учебнику», доллар должен начать укрепляться, и долларовые активы станут более привлекательными, что спровоцирует новый виток оттока капиталов с развивающихся рынков. Но недавний пример Европейского ЦБ показал, что если ожидания инвесторов и действия регулятора сильно расходятся, то итог может быть непредсказуемым — евро после недостаточно (на взгляд инвесторов) сильного смягчения ЕЦБ денежно-кредитной политики резко подорожал, а не подешевел, как этого можно было бы ожидать.