Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) на очередной сессии, которая состоится 4 декабря в Вене, рассмотрит вопрос о возвращении в картель Индонезии. Эта страна была членом ОПЕК с 1962 года, однако в 2009 году покинула состав участников организации, объяснив это значительным сокращением экспорта нефти, который был вызван резким ростом внутреннего потребления. С тех пор Индонезия присутствовала на встречах ОПЕК лишь в качестве наблюдателя.
Еще в сентябре текущего года глава индонезийского министерства энергетической промышленности Судирман Саид говорил, что генеральный секретарь ОПЕК официально подтвердил: все участники картеля приветствуют возвращение Индонезии в качестве полноправного участника.
Индонезия должна стать тринадцатым членом организации.
ОПЕК была организована в 1960 году. Сейчас в нее входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. При этом состав ее периодически меняется. Так, в 1992 году Эквадор вышел из ОПЕК, однако возобновил членство в 2007 году. Габон вступил в ОПЕК в 1975 году, чтобы ровно через 20 лет выйти из организации.
«Индонезия возвращается в ОПЕК отнюдь не для того, чтобы стать нетто-экспортером нефти, — комментирует член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. — Цель государства — заключить выгодные соглашения с участниками картеля и приобрести дополнительные объемы «черного золота» для потребностей собственной нефтеперерабатывающей отрасли, а также привлечь иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор».
По словам Касаева, после роста собственного потребления Индонезия фактически превратилась в нетто-импортера нефти. Объем добычи в стране год от года падает: если в 2004 году он составлял около 1,1 млн баррелей в сутки, то по итогам 2014 года — около 830–850 тыс. баррелей в сутки (менее 1% мировой добычи). При этом внутреннее потребление, наоборот, за указанный период выросло, стабильно превышая уровень производства: в 2004 году — 1,3 млн баррелей в сутки, а в 2014 году — 1,6 млн баррелей в сутки. Из-за этого Индонезия практически отказалась от экспорта нефти.
В среднем в текущем году Индонезия добывала лишь порядка 750 тыс. баррелей в сутки.
По данным Службы энергетической информации США (EIA), это один из самых слабых показателей по добыче среди членов ОПЕК.
«Основной целью Индонезии является насыщение собственного рынка, то есть страна хочет не наращивать экспорт, а сокращать импорт нефти и нефтепродуктов, — поясняет Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. — Например, еще в 2011 году Индонезия закупила 23 млн т нефти и конденсата, причем четверть из этих объемов пришла из Саудовской Аравии».
По словам Нестерова, заново вступая в ОПЕК, Индонезия рассчитывает на привлечение инвесторов, кредитов и технологий, которые позволили бы ей повысить добычу. В частности, на сегодняшний день недоразведан индонезийский шельф.
«Вновь официально примкнув к дюжине игроков ОПЕК, Индонезия надеется стать своего рода мостом между производителями и потребителями нефти и тем самым повысить свой авторитет среди обоих лагерей», — полагает Эльдар Касаев.
Ранее агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что возвращение Индонезии в ОПЕК даст организации формальный повод увеличить квоту на добычу до 31 млн баррелей в день. Сейчас в ОПЕК действует квота в 30 млн баррелей в сутки, но по факту она не соблюдается — в совокупности страны картеля добывают даже более 31 млн баррелей в день.
Главным же, по словам Касаева, станет вопрос перераспределения между участниками ОПЕК квот на добычу сырья в свете планируемой интенсификации нефтеэкспорта Ирана после снятия санкций.
Иран, который является членом ОПЕК, ранее неоднократно заявлял, что после отмены ограничений в самые короткие сроки намерен выпустить на рынок до 1 млн баррелей в сутки дополнительных объемов нефти. При этом, как говорили иранские чиновники, разрешения ОПЕК на это не требуется. Что фактически означает либо перераспределение долей рынка после увеличения иранского экспорта, либо еще большее нарушение квот ОПЕК.
Кстати, в воскресенье Иран сообщил, что предлагает зарубежным партнерам 52 проекта в нефтегазовой отрасли — по разведке, добыче и эксплуатации месторождений. Представитель иранского министерства нефти Мехди Хосейни заявил, что по оптимистичному сценарию предполагается привлечение до $50 млрд инвестиций. По его словам, даже в худшем случае они составят не менее $25 млрд.
Эксперты считают, что новые объемы нефти на мировом рынке существенного влияния на цены не окажут — фактор Ирана уже заложен в нефтяных котировках. В понедельник баррель Brent стоил $45,39 (+1,16% по сравнению с результатом закрытия предыдущих торгов).